Культурное наследие Архангельского края

Узоры северного орнамента

Орнамент северной народной вышивки разнообразен. Северянки в своих изделиях вышивали традиционные орнаментальные мотивы, используя изображения солнца, птиц, зверей, растительные мотивы, геометрические фигуры, сюжеты.

В основе геометрического орнамента, как правило, лежат, такие элементы, как ромб, квадрат, крест. Геометрический орнамент чаще всего сопровождает сюжетные сцены. Наибольшее распространение геометрический орнамент получил в Мезенском и Лешуконском районах. Здесь его основу составляют ромб и свастика. Вообще изображение ромба было широко распространено и встречалось как в вышивке, так и в ткачестве, вязании. На Севере он сохранился, главным образом в изделиях Мезенского и Лешуконского районах. В вышивке в разных сюжетах он выглядит по-разному и имеет различные значения. Мезенские ромбы нередко заключены в ромбы большого размера. Ромбический узор характерен для перевити (в Мезени -цветная перевить) - вид вышивки, выполняемая по предварительно разреженной ткани, (путём выдёргивания нитей). Ромб с крючками - это знак плодородия.

Солнце - солярный знак, почиталось как источник жизни, к нему обращали в язычестве молитвы о плодородии, обладало очистительной и охранительной силой. Солнце в вышитых узорах отображалось по-разному, то это был круг-розетка на полотенцах и рубахах, то многогранник или ромб. В любом случае эти знаки олицетворяли символ плодородия, продолжения жизни. Так, например, одна из разновидностей графического изображения солнца - косой крест - знак солнца и огня, называемый в народе "огневцом", означал солнцеворот, смену дня и ночи, вечное продолжение жизни.

Изображение животного в вышивке несло определённое значение, каждое было наделено какими-либо качествами. Так, изображение оленя, олицетворяло представление о счастье, добре, о свете, оно помогало преодолеть беду. Олень изображался как отдельной крупной фигурой, так и в виде повторяющихся мелких фигурок, и вышивался росписью или крестом белыми и красными нитями. Фигура оленя часто встречалась в узорах полотенец, скатертей, на головных уборах замужних женщин, охраняя хозяйку. Также сильным животным, отгоняющим злые силы, считался конь, его изображение вышивалось на различных предметах.

Птица ПаваПтица - этот знак вбирал в себя множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, обустраивающей гнездо, трудолюбивой хозяйки. Изображение птицы вышивали отдельно крупным планом, либо оно входило в состав сложной композиции. В вышивке Каргополья встречается изображение птицы - павы, которая всегда изображалась в профиль, поднятым крылом и огромным хвостом, и являлась символом счастья и любви.

Часто встречается изображение женской фигуры. Так на полотенцах можно встретить сюжет с женской фигурой с поднятыми вверх руками в центре, по сторонам от которой либо два всадника, либо две птицы. В любом случае, центральной фигурой в композиции являлась фигура женского божества, её изображению в народной вышивке русского Севера отводилось особое место. Образ женской фигуры являлся символом плодородия, жизненного благополучия.

В вышивке большое место занимали сюжетные мотивы, сюжеты обычно были сгруппированы в двух-, трёхчастные композиции. Приём многократного повторения фигур образовывал орнамент бордюров. Расположение орнамента на изделии определялось традицией и соблюдалось из поколения в поколение.

Источники

  • Григорьева, Г. А. Вышивка / Г. А. Григорьева // Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника : кат. / Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря, Арханг. фил. - Архангельск : Правда Севера, 2000. - С. 17-23.
  • Фалеева, В. А. Женский персонаж в русской народной вышивке / В. А. Фалеева // Фольклор и этнография Русского Севера : сб. ст. - Л., 1973. - С. 119-132.
  • Широкова, Г. Волшебным языком узора / Г. Широкова // Очаг. - 1995. - № 2. - С. 82-86.




«Только в святынях культуры — источник животворных сил возрождения единого самосознания народа».
Д. С. Лихачев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: