Культурное наследие Архангельского края

Узорное вязание

    Узорное вязание является одним из самых распространённых традиционных женских ремёсел Поморья, оно и сейчас процветает в районах Архангельской области, являясь частью народной художественной культуры.

     При общей схожести приёмов узорного вязания, изделия каждого района разнообразны: лешуконские рукавицы и чулки отличает яркий колорит, а в Поморье подбирают натуральные оттенки пряжи. Изделия низовий реки Мезени сдержанны по цвету и отличаются строгим геометрическим орнаментом, который расположен в центре лицевой стороны изделия. А в верховьях реки Мезени было широко распространено вязание полихромных узорных рукавиц и длинных, до колен, чулок из овечьей шерсти, окрашенной покупными анилиновыми или растительными красителями - отварами из цветов, листьев, корней, стеблей и коры растений. Часто чулки вязали так называемым "зырянским" орнаментом, образуемым поперечными полосами шириной в семь вязальных рядов из геометрических мотивов, в окаймлении узких бордюров из мелких крестиков.

    Рукавицы и чулки Пинежского и Ненецкого автономного округа похожи: узоры расположены узкими полосами, в которые вписаны разноцветные треугольники. Изделия Приморского района строги и величавы. Рукавицы и чулки украшаются здесь скромным орнаментом, называемом "рябкой", когда прямоугольники, чаще всего чёрного и белого цвета, расположенные в шахматном порядке, заполняют всю поверхность изделия. Традиционным является и узор диагональных чёрных и белых полос. Геометрический орнамент узорного вязания имеет общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества. И также как и изделия узорного ткачества, вязаные чулки и рукавицы на Русском Севере были не только непременной принадлежностью крестьянской одежды, но и являлись важной частью многих старинных обрядов.

    Архангельское узорное вязание за много веков почти не претерпело никаких изменений. Мастерицы передавали тайны своего ремесла из поколения в поколение. Благодаря ним искусство узорного вязания и сегодня, как и прежде, радует нас.

Источники:

  • Богуславская, И. Я. Узоры на полотне // Богуславская. И. Я. Северные сокровища : о нар. искусстве Севера и его мастерах. - Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. - С. 53-63.
  • Григорьева, Г. А. Вязание / Г. А. Григорьева // Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника : кат. / Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря, Арханг. фил. - Архангельск : Правда Севера, 2000. - С. 12-17.
  • Ларин, О. Лешуконские рукавички / О. Ларин, В. Личутин // Знание - сила. - 1974. - № 9. - С. 34-35.
  • Лютикова, Н. П. Орнаментация тканей русского населения бассейна р. Мезени в конце XIX-начале ХХ века : ткачество, вышивка, вязание / Н. П. Лютикова // Народный костюм и современная молодежная культура : сб. ст. - Архангельск, 1999. - С.110-125.
  • Ожегова, М. Традиционное северное вязание / М. Ожегова // Сборник трудов участников I межвузовской студенческой научно-практической конференции "Актуальные вопросы гуманитарной науки" (Коряжма, 8-9 июня 2002 г.). - Архангельск : Помор. гос. ун-т, 2003. - C. 35-36.
  • Челпанова, Г. Архангельские вязаные узоры / Г. Челпанова // Народное творчество. - 2005. - № 1. - С. 26-27.




«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветки, но и корни, чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д. С. Лихачев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: