Культурное наследие Архангельского края

Симфонический оркестр Архангельского музыкального колледжа

Первый концерт симфонического оркестра состоялся в 1952 году. Инициатором его создания был Борис Александрович Князев, директор Архангельского музыкального училища, активный пропагандист классической музыки, знаток симфонической музыки русских и западноевропейских композиторов. Перед Князевым стояла непростая задача подготовить к работе в оркестре музыкантов разного уровня. Большую помощь, особенно в репетиционный период, ему оказали опытные коллеги - М. М. Аренсон, А. Ф. Станулевич, 3. А. Думанский.

Первая концертная программа симфонического оркестра была подготовлена к 60-летию сo дня смерти П. И. Чайковского. В нее вошли финал 4-й симфонии и вальс из оперы "Евгений Онегин". Со вступительным словом о творчестве Чайковского выступил композитор П. Ф. Кольцов.

С ростом исполнительского мастерства оркестрантов в репертуар коллектива вошли 5-я симфония Бетховена, 1-я симфония В. С. Калинникова, 40-я симфония Моцарта, симфония си минор ("Неоконченная") Шуберта. Признанием симфонического оркестра как сложившегося коллектива стало присвоение ему в 1960 г. звания "любительский".

В том же году областное управление культуры приняло решение ежемесячно проводить концерты симфонического оркестра в зале филармонии. Программа концертного сезона 1960-1961 гг. включала: увертюру "Фингалова пещера" Мендельсона-Бартольди, 2-й концерт для кларнета с оркестром К. Вебера в исполнении солиста Н. Д. Кузнецова, 1-й концерт для фортепиано с оркестром Листа в исполнении солистки М. С. Лебензон и др. произведения. Местная пресса постоянно информировала архангелогородцев о выступлениях оркестра.

Б. А. Князев, подводя итоги десятилетней деятельности коллектива, отмечал: "С организацией симфонического оркестра решена была сложная учебно-воспитательная задача. Появилась возможность у старшекурсников и выпускников исполнять с аккомпанементом произведения крупной формы. А учащиеся оркестрового отделения проходят здесь свою производственную практику. Одновременно решалась и другая, не менее важная задача - пропаганда симфонической музыки в нашем городе, где нет профессионального симфонического оркестра". По его мнению, "...симфонический оркестр вырос в художественный коллектив, который активно участвует в эстетическом воспитании трудящихся нашего города".

За 10 лет оркестр дал свыше 100 концертов, на которых присутствовало около 50 тысяч слушателей. Он выступал перед рабочими завода "Красная кузница", Архангельского бумажного комбината, Соломбальского механического завода, учащимися школ и ПТУ, студентами вузов и любителями симфонической музыки.

К торжественному вечеру в честь 10-летнего юбилея коллектива (15 октября 1962 г.) симфонический оркестр подготовил интересную концертную программу: 27-ю симфонию Н. Я. Мясковского, 2-й концерт для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова в исполнении М. С. Лебензон, торжественную увертюру "1812 год" П. И. Чайковского. Большой знаток симфонической музыки П. Ф. Кольцов в статье "Праздник музыки", посвященной концерту, писал: "Десять лет прошло с того момента, когда они (участники оркестра) вместе сели в первый раз за пульты. А теперь они представляют собой слаженный творческий коллектив, которому по плечу крупные произведения симфонического репертуара".

В начале 60-х годов в оркестре насчитывалось 56 музыкантов, из которых 39 окончили Архангельское музыкальное училище. Укрепились многие партии оркестра - первых и вторых скрипок, альтов, виолончелей, гобоев, кларнетов, фаготов, валторн, труб, тромбонов. Кроме того, в нем появилась арфа (Т. Я. Брук).

На Всероссийском смотре любительских музыкальных коллективов архангельскому симфоническому оркестру был присужден диплом Первой степени (1963 г.). Оркестр расширил свою концертную деятельность в Архангельске. Кроме того, коллектив активно участвовал в работе факультета музыки городского университета культуры: его слушателями были учащиеся школ и средних учебных заведений, студенты вузов и труженики промышленных предприятий. Б. А. Князев привлекал к совместной концертной деятельности с оркестром детские хоровые коллективы.

В начале 60-х годов устанавливается творческое содружество оркестра с хоровой капеллой, руководимой Владимиром Александровичем Максимковым. В совместный концертный репертуар вошли "Фантазия для фортепиано, хора и оркестра" Бетховена (солистка С. С. Максимкова), кантата "К солнцу" Моцарта (солистка Н. М. Демидова), "Кантата о Ломоносове" П. Ф. Кольцова (солист Н. Иевлев) и др. произведения.

В концертах симфонического оркестра принимали участие многие известные архангельские инструменталисты и вокалисты: Лия Мухутдинова, Михаил Губин, Лидия Горькавая, Светлана Максимкова, Виктор Губин, Михаил Терещенко, Борис Парышев, Нина Демидова, Зинаида Майкова, Александр Кирин, Вера Лыскова, Нина Барачевская, Валерий Малишава, Олег Клишев, Виктор Антонюк... С ростом профессионального уровня оркестр все чаще сотрудничал с признанными музыкантами и певцами: лауреатом Международного конкурса им. П. И. Чайковского В. Фейгиным, солистом Большого театра СССР, народным артистом СССР А. Кривченей, профессором В. Слонимом и др.

В 1970 г. Борис Александрович Князев передал дирижерскую палочку руководителя симфонического оркестра талантливому музыканту и дирижеру В. А. Максимкову. Под руководством В. А. Максимкова, продолжившего традиции своего предшественника, оркестр подготовил новые крупные симфонические произведения - Лондонскую симфонию Гайдна, 1-ю симфонию Моцарта, увертюру "Кориолан" Бетховена, редко исполняемую "Симфонию из Нового света" Дворжака, кантату "Весна" C. В. Рахманинова и др.

Замечательные любительские коллективы - симфонический оркестр и хоровая капелла, объединенные В. А. Максимковым, исполняли кантаты "Москва" П. И. Чайковского, "Весна" С. В. Рахманинова и др. произведения. Архангельский симфонический оркестр выступал с ведущими музыкантами страны, которые высказали немало благодарных слов в его адрес.

Оркестр продолжал традицию, благодаря которой музыкальная общественность города имела возможность знакомиться с молодыми северными музыкантами, выпускниками своего училища, ставшими студентами консерваторий страны. В декабре 1974 г. Александр Ибрагимов, студент Ленинградской консерватории, исполнил в сопровождении симфонического оркестра 2-й концерт П. И. Чайковского для фортепиано с оркестром. В рецензии на его выступление, опубликованной в газете "Правда Севера", отмечалось: "его игра поразила слушателей своей зрелостью, технической безупречностью, одухотворенностью".

Своеобразным экзаменом для оркестра стал концерт, в котором участвовал талантливый скрипач, заслуженный артист РСФСР Эдуард Грач. Архангельский композитор П. Ф. Кольцов в рецензии на это выступление высоко оценил возросшее мастерство симфонического оркестра. Он писал: "...надо воздать должное оркестру и его дирижеру - заслуженному работнику культуры РСФСР В. А. Максимкову - за слаженность оркестровой партии, проведенной в хорошем ансамбле с солистом, что помогло скрипачу отличным исполнением своеобразного и интересного произведения доставить большое удовольствие слушателям.

Во второй половине 70-х годов в Архангельске зародилась прекрасная традиция: в предновогодний вечер в музее изобразительных искусств собирались слушатели старинной музыки. Для них звучали произведения Баха, Доницетти, Вивальди и других западных и русских композиторов. Как правило, заканчивалась программа "Прощальной симфонией" Гайдна, при исполнении которой постепенно сокращалось количество играющих инструментов и медленно гасли одна за другой свечи. Неизменным участником этих вечеров был и симфонический оркестр.

В 1985 г. - в год 300-летия со дня рождения И. Баха - симфонический оркестр под руководством заслуженного работника культуры РСФСР В. А Максимкова подготовил к открытию своего очередного концертного сезона программу из произведений великого композитора. Рецензент С. Корельская отметила: "Трудно передать впечатление, которое оставил этот праздник у слушателей аудитории. Долго не утихали аплодисменты в переполненном зале, несли и несли на сцену живые цветы поклонники музыкального искусства".

Деятельность любительского симфонического оркестра, который стал частью музыкальной жизни нашего города, временно прерывалась - с 1991 по 1995 гг. Только благодаря энтузиазму заслуженного работника культуры России Владимира Александровича Максимкова работа оркестра возобновилась. К торжественному вечеру, посвященному 60-летию Архангельского музыкального училища, симфонический оркестр подготовил специальную программу. В газете "Двинская хроника" указывалось: 'Возрождение симфонического оркестра прибавило новые краски в музыкальную палитру города".

Источник:

  • Щуров, Г. С. Симфонический оркестр // Щуров, Г. С. Архангельск -город музыкальный : [в 3-х т.] / Г. С. Щуров. - Архангельск : Правда Севера, 1995-1997. - Т. 3 : Хроника событий музыкальной жизни г. Архангельска 1946-1995 гг. - 1997. - С. 114-123 : фото.




"Памятники культуры не могут просто храниться — вне людских знаний о них, людской о них заботы, людского "делания" рядом с ними."
Лихачёв Д. С.


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: