Культурное наследие Архангельского края

Ломоносовская косторезная школа

Благородная цель - сохранение для потомков уникальнейшего искусства северной ажурной резьбы по кости, побуждала предпринимать попытки налаживания специального обучения косторезному мастерству. Ещё в 1885 году при непосредственном участии великого князя Владимира Александровича был открыт ремесленный класс при Ломоносовском сельском училище под руководством М. И. Перепелкина (1860-1929).

Позже попытки сохранить традиции промысла путем налаживания специального обучения предпринимались и в 1920-1930-е годы. На базе Холмогорского учебного пункта резьбы по кости 11 сентября 1930 года была образована художественная школа резьбы по кости. Из первых выпускников школы в 1933 году была организована производственная артель художественной резьбы по кости. В 1941 году школу пришлось закрыть в связи с началом Великой Отечественной войны. И только с третьей попытки, в 1943 году, в селе Ломоносово была открыта постоянно работающая косторезная школа, ставшая настоящей кузницей профессиональных кадров. Ее значение для современного промысла заключается даже не столько в подготовке резчиков, умеющих обращаться с инструментом и знающих основные способы обработки материала, сколько в воспитании мастеров-художников, знающих и понимающих историю и традиции искусства холмогорской резьбы по кости.

Все без исключения известные современные мастера проходили полный курс обучения в школе и "шлифовали" свои навыки, работая на фабрике. В. А. Просвирнин, Н. Д. Буторин, Г. Ф. Осипов, И. И. Маклакова, Н. И. Зачиняев, B. C. Лохов и другие художники сами выступали в качестве мастеров производственного обучения в школе, соблюдая принцип преемственности, то есть промыслового подхода в подготовке новых мастеров. Определение "шлифовали навыки на фабрике" полностью соответствует действительности, так как изначально обучение было нацелено на подготовку резчика тиражируемых по образцам изделий. Все выпускники школы, показавшие хорошие навыки обработки материала и желание работать, принимались на фабрику. Самые талантливые из них развивали свое мастерство, делали авторские разработки и завоевывали право называться мастером-художником, а значит и право на самостоятельность.

Технический и художественный уровень подготовки резчиков в школе уже к началу 1980-х годов был достаточно высок. Повышение этого уровня было обоснованным и закономерным процессом: накапливался педагогический и производственный опыт. Известные мастера-художники делились личными секретами, нацеливали молодежь на творчество, а не бездумное усвоение правил. Конкретизировались и повышались требования к выпускнику. В трехгодичный период обучения он должен был овладеть всеми способами обработки кости (сквозным ажуром, гравировкой, рельефом, мелкой пластикой, тонированием) и изучить в доступном для условий села Ломоносово виде основные памятники и традиции холмогорской резьбы.

В качестве дипломной работы выпускник представляет сложное, законченное изделие. Это может быть ваза, шкатулка, настольный секретер или любое другое оригинальное произведение. Способность выпускника продемонстрировать не только мастерство обработки материала, но и, что особенно важно, свои творческие возможности и художественный вкус становится главным критерием оценки диплома.

Самой грандиозной дипломной работой по своим масштабам и качеству исполнения в истории школы является бюро-секретер, выполненный А. Кононом и О. Лоховым (1992, частная коллекция). Молодые художники обратились к хранящемуся в Государственном Эрмитаже бюро середины XVIII века. За основу были взяты конструкция и набор накладных вставок с гравировками и прорезными рельефами. Они сохранили объем и основные размеры секретера, в значительной мере переработали верхнюю часть бюро, особенно это касается центральных пластин с ажурной резьбой. Завершающий композицию многогранник оформлен часами. Все ажурные и гравированные вставки, бегунки выполнены в традиционной холмогорской манере. Цветовой акцент сменен с темно-зеленого на яркий красно-коричневый, что позволило еще сильнее оттенить белизну кости. Внутренне убранство - деление на ящики, полочки, "секреты" - разработано авторами самостоятельно. Работа демонстрирует высокую профессиональную подготовку выпускников

Сейчас в Ломоносовском училище абитуриентов - всего единицы, кризисные явления двух последних десятилетий сказались на промысле. Но косторезное училище - единственное в России и уникальное. Здесь обучают мастеров-специалистов, самых талантливых мастеров, творящих удивительные сокровища из кости.

Источники

  • Быстрова, Е. В. Холмогорская резьба по кости последней четверти ХХ века. Возрожденные традиции / Е. В. Быстрова. - М. : ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, 2005. - 193 с.




"…устойчивое развитие недостижимо без должного учета исторической составляющей, обеспечения преемственности поколений. А культурное наследие (…) выступает в роли материального свидетельства исторического развития."
Крогиус В.Р.


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: