Культурное наследие Архангельского края

Фабрика резьбы по кости

История ныне существующего муниципального предприятия "Холмогорская резьба по кости" начиналась в 1933 году с организации артели косторезов. Долгое время во главе артели, а потом фабрики с 1947 по 1984 год стоял М. А. Христофоров (1915-2003). Затем постоянно менялись директора, зачастую оказываясь людьми совершенно случайными; менялись и формы собственности. В 1989-1991 и 1996-2002 годах, в самое трудное время фабрику возглавляла мастер-косторез Г. П. Хабарова (р. 1955), пытаясь наладить финансово-экономическое положение промысла. В 2002 году после банкротства закрытого акционерного общества "Холмогорская резьба по кости им. М. В. Ломоносова" было образовано муниципальное предприятие "Холмогорская резьба по кости", конкурсное правление возглавляет О. А. Копеина.

В период экономической стабильности и государственных дотаций 1930-1970-х годов всех устраивало налаженное фабричное производство мелкотиражной продукции промысла, пользовавшейся стабильным покупательским спросом. Для крупных художественных, в том числе и международных, выставок, а также музейных коллекций ведущим мастерам-художникам заказывались уникальные произведения, демонстрирующие лучшие достижения в сохраненных традициях холмогорской резьбы по кости.

В начале 1980-х годов именно фабрика стала серьезным тормозом для развития новаторских идей: стали резко осуждаться яркие "нетрадиционные" решения и "отступления" от официально принятых "традиций". По этой причине многие художники стали уходить в собственные мастерские и самостоятельно искать сбыт для своих произведений."

Общая нездоровая финансово-экономическая ситуация в стране на рубеже XX-XXI веков отразилась и на современном состоянии Ломоносовской фабрики резьбы по кости, вынужденной выживать в это сложное время.

Последние годы фабрика продолжает специализироваться на выпуске в основном легкой тиражированной продукции из простой кости, которая пользуется определенным, но ограниченным спросом в качестве северных русских сувениров. На фабрике ведутся разработки более дорогих украшений из простой и мамонтовой кости, выполняемых в единичных экземплярах, но в настоящее время, к сожалению, не они определяют ассортимент выпускаемой продукции. К наиболее распространенным изделиям относятся разнообразные броши, серьги, подвески, колье, закладки.

В качестве примера можно назвать броши традиционной овальной формы с прорезным рисунком. Брошь "Горицвет" имеет гладкий контур и выпуклый растительный ажур. Брошь "Адель" оформлена рельефным кантом из полукружий. На обеих брошах представлен ажур в виде сказочного цветка-горицвета. Первая имеет точную горизонтальную ориентацию, вторую можно носить и вертикально, и горизонтально закрепленной. Эти две броши, разработанные но мотивам работ конца XIX века, популярны до сего времени. Их смело можно назвать традиционными в лучшем смысле этого слова.

Помимо ажура для оформления массовой продукции используется цветная гравировка. В комплект "Времена года" входят серьги и брошь овальной формы с прорезным кантом из полукружий с дырочками. Овальную форму повторяет гравированная окантовка в виде сеточки. Серьги украшены цветком, часто встречающимся на холмогорских изделиях, а брошь - веточкой с таким же цветком и поющей птицей. Выполняются разнообразные варианты этого мотива. На фабрике богатый ассортимент различных подвесок, колье, бус, гривен, в том числе в комплекте с серьгами. "Холмогорский завиток" - один из характерных сувенирных наборов, в ажуре которого обыгрывается тема традиционного холмогорского завитка. Ранее занимавшие большое место в ассортименте фабрики ножи для разрезания бумаги сейчас практически сняты с массового производства в связи с трудоемкостью исполнения и большим расходом материала. Вместо них выпускаются небольшие закладки с заостренным краем и ажурной вставкой типа "Поездки на оленях", "Муравушки". При хорошем техническом исполнении резьбы это вещи приятные для практического использования. Основными центрами сбыта изделий холмогорских резчиков являются Архангельск, Москва и Санкт-Петербург.

На рубеже XX-XXI веков деятельность фабрики направлена на выживание, сохранение промысловых традиций и организацию творческой деятельности работающих мастеров.

Источники

  • Быстрова, Е. В. Холмогорская резьба по кости последней четверти ХХ века. Возрожденные традиции / Е. В. Быстрова. - М. : ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, 2005. - 193 с.




"Народное искусство не государственно, но национально; так же национально, как родная речь, которой пользовались и Иван Грозный и Пушкин".
И. Я. Билибин


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: