Культурное наследие Архангельского края

Декор изделий из бересты и луба

В областях Русского Севера береста занимала особенно большое место в крестьянском быту. Из нее плели ступни (облегченные лапти), корзины, пестери (заплечные кузова для грибов и ягод), различной формы солонки, в которых брали соль на покос и в лес, налопатошники для точильных брусков, коробочки для незатейливых женских украшений, бураки самых разнообразных размеров и даже детские игрушки. Поверхность бересты, очень красивую по цвету и фактуре, украшали резьбой, тиснением и росписью.

Среди предметов быта очень широкое распространение еще в далекие века имели вещи, выгнутые из луба, - короба, лукошки, хлебницы, мочесники, набирухи. Гладкая, блестящая поверхность тонких стенок лубяных изделий словно специально приготовлена природой для росписи.

Работы мастера Шутихина А.
Фото из галереи проекта
"Северная береста"
http://tues.narod.ru/

Особенное внимание придавалось декору хлебниц. Бережливое отношение к хлебу в русской деревне, уважение к каждому ломтю, добытому тяжелым трудом, являлось причиной своеобразного ритуала всякий раз, когда семья садилась за стол. Хлеб приносили в специальной хлебнице - круглом или чуть продолговатом коробе из луба. На Мезени (Мезенская роспись), как и прялки, хлебницы украшали традиционной росписью. Узор составляли из самых простых элементов: черточек, кружков, крестиков и полосок. Сначала наносился черный контур, а середина заполнялась суриком. Большую декоративность мезенским коробам придает простой узор из чуть наклонных чередующихся полос черного и коричневато-красного цвета. Роспись покрывали олифой, золотистый тон которой придавал всему колориту хлебницы собранность и благородство. Необычайная простота приемов письма, детская наивность узоров, до предела ограниченная палитра делают этот характерный только для Мезени предмет неповторимо обаятельным. На Северной Двине, в Пермогорье, старом центре белофонной росписи, хлебницы украшали весело. Мелкий растительный узор волнистой веткой бежит по овалу крышки и по стенам короба. Теплый красный цвет, который является ведущим в росписи, мягко сочетается с белым фоном. Очень интересны сюжетные композиции, которые превосходно вписываются в растительный узор и не нарушают его цветового ритма. Общий смысл всех этих жанровых сцен - пожелание счастья и благополучия обладателю хлебницы. Расписывались хлебницы обычно в приданое дочери-невесте.

На многих бытовых предметах Пермогорские мастера помещали жанровые изображения, смысл которых был связан с назначением вещи.

Работы мастера Полежаева А.
Фото из галереи проекта
  "Северная береста"
  http://tues.narod.ru/

Так, например, на детской люльке (колыбели) принято было изображать различные сцены из жизни человека с момента его рождения как пожелание вырасти сильным, добрым, трудолюбивым и удачливым. На праздничных узорных тарелках часто изображалась хозяйка с рюмкой в руке как знак гостеприимства и хлебосольства. На выгнутой из луба набирухе для ягод с изображением птицы-сирина, которую писали на счастье, часто изображались пестрые деревенские пастухи. Их окружают гибкие побеги сказочных растений, словно сошедшие сюда с древних миниатюр, и тут же наивно и простодушно краснеют ягоды клюквы.

Немногие из предметов быта, кроме прялок, сохранились в другом центре северодвинской росписи - Ракулке. Они позволяют высоко оценить этот народный промысел. Набируха из луба, сделанная в середине XIX века ведущим мастером ракульской росписи Дмитрием Витязевым, - необычайной красоты произведение народного искусства. Роспись, в основе которой лежит черный контур с сильными нажимами и тонкими росчерками, исполнена по охристому фону киноварью и изумрудной зеленью с акцентами белого цвета. Благородством колорита, сверканием красок роспись напоминает драгоценные эмали. Это какие-то сказочные цветы, раскинувшие черные россыпи усиков и побегов, и птицы, решенные очень декоративно. Пластично, легко бежит узор по изогнутой форме набирухи, сверкая как самоцветами, глубокими сочными красками.

Источники:

  • Круглова, О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву : из собр. Загор. гос. ист.-худож. музея-заповедника : [альбом] / О. Круглова. - 4-е изд., перераб. - М. : Изобразит. искусство, 1983. - 26 с. : ил., 79 л. ил. : цв. ил.




"Памятники культуры не могут просто храниться — вне людских знаний о них, людской о них заботы, людского "делания" рядом с ними."
Лихачёв Д. С.


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: