1 / 5
Дороги
Тракты, дороги...
Тракты, дороги...
Мезенско-Пинежская тайбола. Почтовый тракт. Фотография из книги "Северный край", 1905 г.

Первые сведения о сети дорог Архангельской губернии относятся к 1850 году. К этому времени из столицы губернии были проложены сухопутные сообщения с новой и старой столицей России, к портовым городам Кемь и Мезень, а также на восток и юго-восток в направлении Перми и Великого Устюга.

Протяженность почтовых трактов составляла 2038 ¾ версты [1], в том числе тракты С.-Петербургский — 326 ½ версты, Московский — 224 ¾ версты, Кольский — 1059 ¼ версты, Пинего-Мезенский — 428 ¼ версты.

Санкт-Петербургский почтовый тракт, протяженностью 310 верст и 695 саженей [2], был проложен от г. Архангельска через г. Холмогоры и далее через станции Сийская, Ваймугская, Селецкая, Кочмасская, Плесецкая и Дениславская, выходил к границе Олонецкой губернии. На этом тракте располагалось 14 почтовых станций, на которых содержалось 182 почтовых лошади, на всем протяжении тракта было 118 деревянных мостов, 6 перевозов, 48 гатей [3], 149 деревянных труб.

Московский почтовый тракт, протяженностью 320 верст, начинался от станции Сийской, пролегал через 14 почтовых станций до границы с Вологодской губернией. На всем протяжении тракта было сооружено 143 моста, проложено 54 гати, имелось 4 перевоза, 254 трубы с дорогами по ним. На 14 станциях содержалось 140 почтовых лошадей. С Московского тракта было ответвление в 4 ½ версты почтового тракта на Шенкурск.

Пинежско-Мезенский тракт, протяженностью 295 верст, от Холмогор шел через станции Усть-Пинежская, Нижнепаленгская и др. до Мезени. По тракту была устроена 21 почтовая станция, на которых содержалось 42 лошади.

От Архангельска в Кемь через г. Онегу, протяженность тракта была 521 ½ версты, и он проходил через станции Рикасихинская, Солзенская, Ненокская, Сюзьменская, Онегу, далее Ворзогорская и др. Всего по тракту располагалось 17 почтовых станций, на которых содержалось 44 лошади.

Эти тракты были нанесены на карту архитектором Шахназаровым и его помощником Мохнаковым в мае 1853 года.

В конце XIX века в России началось бурное развитие железнодорожного транспорта, а шоссейные дороги стали строить для обеспечения подъездных путей к железнодорожным станциям. В 1895 г. началось сооружение Вологодско-Архангельской железной дороги, которая проходила по Архангельской губернии на протяжении 205 верст, захватывая Архангельский, Холмогорский и Онежский уезды. И уже через два года 18 ноября 1987 г. было открыто движение. В этот период начали строить колесные дороги к станции Обозерской от Пинеги, к станции Няндома от Шенкурска, позднее от р. Сев. Двины и от Московского почтового тракта к станции Левашка, от реки Онега и Онего-Петербургского почтового тракта к станции Обозерской, от Онего-Петербургского почтового тракта до ст. Емца и др.

По данным 1913 года наиболее крупными дорогами в Архангельской губернии тогда были выделены:
1. Почтовый тракт Архангельск — Пинега — Мезень (556 верст).
2. Зимник Архангельск — Пинега — Усть-Цильма (780 верст).
3. Почтовый тракт Архангельск — Онега — Кемь.
4. Тракт ст. Обозерская — Онега (153 версты).
5. Тракт Архангельск — Шенкурск (старый Московский тракт). 
6. Тракт Шенкурск — ст. Няндома (160 верст).

Однако практически все перечисленные дороги были непроезжими в периоды весенних распутиц. И на такую огромную территорию Архангельской губернии дорог было явно недостаточно. В книге «Северный край» сеть дорог оценивается так: «По сути дела до 1917 года Северный край является бездорожным, в котором не только населенные пункты и промысловые районы, но и целые обширные местности не были связаны грунтовым транспортом, что в высшей степени задерживало развитие экономики края».

В 1922 году протяженность грунтовых дорог государственного значения составляла 612 верст, губернского значения — 2384 версты. Со слов очевидцев того времени «дороги по Архангельской губернии никогда не были как следует устроены. Полотно дороги представляло обычное корыто, в котором стояла вода, изрезанного глубокими колеями, ямы, выбоины, поломанные настилы, отсутствие боковых и водоотводных канав, уклоны величиной 0,4 сажени на сажень».

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Верста. 1. Старая русская мера длины, равная 1,06 км; 2. Выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру (устар.). (Толковый словарь Ожегова).
1 верста = 500 саженей = 1066,8 м.

2. Сажень. 1. Старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м); 2. Количество чего-н., измеряемого такой мерой; 3. Линейка, планка такой длины для измерения. (Толковый словарь Ожегова).

3. Гать. Настил из бревен или хвороста для проезда через топкое место. (Толковый словарь Ожегова).


ИСТОЧНИКИ:

Кулижников, А. М. Дороги Севера: от почтовых трактов до магистралей / А. М. Кулижников, А. П. Игнатьева, В. И. Бондаревский. — Архангельск : Арханг. гос. техн. ун-т, 1996. — 95 с. — Библиогр в конце ст.
Синельников, С. М. Северный край : экономико-географический очерк / С. М. Синельников, С. А. Селезнев, А. А. Евдокимов ; под ред. пред. Севкрайплана Н. Г. Рослова. — Архангельск : Севкрайгиз, 1936. — 143, [3] с. : ил., карты, табл., 4 л. вкл. ил., портр., карты. — Библиогр. в подстроч. примеч.