2 / 5
Дороги
Волоковые пути

На протяжении длительного периода истории для России были характерны: обширная и слабозаселенная территория, оторванность от морских путей и морской торговли, наличие густой речной сети. По рекам селились славянские племена, на них возникали первые города, по ним осуществлялось освоение новых территорий и первоначально определялось деление на княжества — «реки много содействовали единству народному и государственному». Не удивительно, что на первом этапе развития путей сообщения России господствовали именно речные пути.

Пути на Север Руси вели в старину через «край волоков»[1] и имели огромное значение для освоения и развития этих земель, особенно таких отдаленных районов, каким является Печорский край. Через этот край проходили основные пути сообщения, по которым новгородские ушкуйники и землепроходцы, ратные, торговые и промышленные люди ходили в Западную Сибирь.

Наиболее древними путями сообщения на Русском Севере были водные волоковые пути. В средние века из Подвинья в бассейн Печоры было два основных водно-волоковых пути. 

Южный водно-волоковой путь, связывающий бассейн Северной Двины с бассейном Печоры. Связь правого притока Северной Двины — реки Вычегды — с бассейном Печоры осуществлялась по четырем волоковым сообщениям.

Северный водно-волоковой путь связывал бассейн Северной Двины с бассейном Печоры через реку Мезень. Основными артериями выхода на этот путь были правые притоки Северной Двины — река Пинега, реки Кулой и Мезень. Связь между Мезенью и Печорой осуществлялась также через четыре волоковых сообщения.

Основной путь, связывающий Мезень с Печорой, проходил по Пезскому волоку, который располагался в верховьях правого притока Мезени — реки Пезы — и через систему двух Волоковых озер выходил в верховья левого притока Печоры — реку Цильму. Протяженность его составляла 15 верст [2]. Этот древний водно-волоковой путь был хорошо известен русским уже в XI веке и в течение пяти столетий был главной дорогой на Печору и в Зауралье, в низовья реки Оби и в «златокипящую» Мангазею. Для жителей Печорского края в летнее время до конца XIX века он оставалcя основной дорогой на Архангельск. Обслуживание этого пути в качестве «подводной повинности» было возложено на мезенских и усть-цилемских крестьян, которую они несли «деньгами и натурою». 

Самым тяжелым на этом пути было преодоление 15-верстного волока. Эти волоком проехал летом 1837 года член Петербургской академии наук ботаник А. Шренк, следуя из Мезени в Пустозерск. Он описал свои впечатления в книге «Путешествие к северо-востоку европейской России через тундры самоедов к северным Уральским горам», изданной в Санкт-Петербурге в 1855 году.

На берегу реки у начала волока ставили избы для временного проживания ямщиков, которые были обязаны держать там лошадей для перевозки путешественников и их лодок через волок.

Лодки и груз на берег реки обычно поднимали с помощью специально установленных воротов. Каждую лодку через волок тащили четыре лошади, которых впрягали гуськом. Груз перевозили через волок на специально устроенных для этого санях. Особенно трудным было преодоление болот, в которых лошади вязли по самую грудь, и их всякий раз приходилось вытаскивать оттуда с большим трудом.

Волоковые озера, расположенные на пути волока, преодолевали на лодках, лошадей переводили вокруг озер.

Известный исследователь водных путей России Н. П. Загоскин, говоря о трудностях, которые приходилось преодолевать первопроходцам на водно-волоковых путях Русского Севера, писал: «Перед этими трудностями приполярных путешествий бледнеют черноморские подвиги киевских руссов с их набегами на Византию, с их переходами через днепровские пороги и через степные междуречные волоки...»

И все же переволакивание грузов и судов через волоки считалось делом доходным как для исполнителей, так и для казны. Пошлина устанавливалась в зависимости от размера судна. За выполнение работ по переволакиванию крестьяне платили в государеву казну оброк от 2 до 6 рублей.

Дальнейшая судьба волоков и поселений вдоль волоков складывалась неоднозначно. Одни из них стали крупными центрами, другие оказались заброшены или превратились в обычные малодворные деревни. Однако большое значение древних водно-волоковых путей подтверждается тем, что сегодня их место на карте области заняли важные транспортные пути: каналы, железные и автомобильные дороги.

ПРИМЕЧАНИЯ: 
Волок. Участок между двумя судоходными реками, через который в старину перетаскивали судно для продолжения пути. (Толковый словарь Ожегова).
Верста. 1. Старая русская мера длины, равная 1,06 км; 2. Выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру (устар.). (Толковый словарь Ожегова).

ИСТОЧНИКИ:
Край волоков // Дороги Поморья. Дорожникам Поморья посвящается... : [сборник] / Упр. автомобил. дорогами Арханг. обл. ; [редкол.: А. Ф. Верещагин (пред.) и др.; фот. В. В. Зыкин и др.]. - Архангельск : М'арт, 2003. – С. 21-26 : ил.