Культурное наследие Архангельского края

Вязание рукавиц на Русском Севере

     На Севере рукавицы вязали одной иглой и на пяти спицах. Способ вязания одной иглой является одним из древних, а вязание на пяти спицах распространено и по сей день. Основные способы вязания - чулочная вязка, резинка, рубчик. Излюбленными узорами вязаных изделий служили ромбические, свастические, крестообразные мотивы. Простые сетчатые узоры складывались из точек и квадратиков; крестики, треугольники также образовывали незатейливые простые узоры.

     Сложные орнаменты складывались из больших геометрических мотивов. Узоры на рукавицах и чулках в Лешуконье и Мезени носили устойчивые названия: "глазки", "вьюнышек", "куколки", "решёточка" и другие. Орнамент украшал практически всю поверхность рукавицы, за исключением резинки и большого пальца. Традиционными были двух-трёхцветные узоры - "двурядки", "троерядки"; и пёстрые узоры - "косоножки", "косорядки", "рядочки", "столбики", "ёлочки".

     Цветовая гамма и сложность узора отличали выходные и будничные, рабочие рукавицы (наладонки). Многоцветные, пёстрые крупные геометрические узоры украшали выходные рукавицы - здесь преобладал принцип нарядности, для рабочих рукавиц главным было сохранение тепла, поэтому и вязали их, чередуя нити из двух клубков, и используя сочетания цветов неокрашенной козьей шерсти - чёрного, белого и серого. Многоцветьем всегда отличались лешуконские варежки. Лешуконские рукавички начинались с чередования трёх петель одного цвета и трех петель другого цвета, и только потом в зависимости от общего числа петель вязальщица сочиняла узор, используя традиционные элементы.

     Рукавицы, как и прочие вязаные изделия не только согревали человека, но и являлись важной частью многих старинных обрядов и обычаев, а узоры, не просто украшали рукавицы, они несли в себе смысл магических символов, оберегали владельца от болезней и напастей. А при помощи вывязывания специального приёма "обручка" (перевив из двух или более ниток обычно контрастного цвета, выполняемый после окончания вывязывания резинки и до начала вывязывания орнамента), магическая сила оберега удваивалась.

Источники:

  • Григорьева, Г. А. Вязание / Г. А. Григорьева // Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: кат. / Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И.Э.Грабаря, Арханг. фил. - Архангельск : Правда Севера, 2000. - С. 12-17.
  • Ларин, О. Лешуконские рукавички /О. Ларин, В. Личутин // Знание - сила. - 1974. - № 9. - С. 34-35.
  • Лютикова, Н. П. Орнаментация тканей русского населения бассейна р. Мезени в конце XIX-начале ХХ века : ткачество, вышивка, вязание / Н. П. Лютикова // Народный костюм и современная молодежная культура: Сб. ст. - Архангельск, 1999. - С.110-125.
  • Ожегова, М. Традиционное северное вязание / М. Ожегова // Сборник трудов участников I межвузовской студенческой научно-практической конференции "Актуальные вопросы гуманитарной науки" (Коряжма, 8 - 9 июня 2002 г.). - Архангельск : Помор. гос. ун-т, 2003. - C.35-36.
  • Челпанова, Г. Архангельские вязаные узоры / Г. Челпанова // Народное творчество.-2005.- №1.- С. 26-27.




«Север… спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию – песенную словесную, русские трудовые традиции – крестьянские, ремесленные, мореходные».
Д. С. Лихачев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: