Культурное наследие Архангельского края

Северные прялки

Из деревянных предметов быта и орудий труда более всего до нас дошло прялок.
Каргопольские прялки, 19 век
Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины - с юности и до глубокой старости. В ее художественное оформление вкладывалось много душевного тепла. Очень часто прялку делал молодой мастер для своей невесты. Иногда прялка делалась для молодой жены, иногда прославленный и многоопытный мастер украшал прялку в приданое на счастье своей дочери. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению. Вот почему они еще встречаются в крестьянских домах Севера России.

Прялка пермогорской росписи, 19 век
Для изготовления прялок на Севере нередко срубали целое дерево (ель или сосну): из ствола вырубали ножку с лопасткой, а из горизонтального ответвления - сиденье-донце. Название такой прялки - "копыльная", то есть корневая. Изготовлялись прялки искусными плотниками Севера, поэтому в их форме отразилось своеобразие северной архитектуры. Верх лопастки украшают округлые выступы - главки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопастки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.

По характеру декоративной обработки народные прялки можно разделить на две главные группы: расписные и резные. Последние, если можно сослаться на сохранившийся в отечественных музеях крестьянский хозяйственный инвентарь, по-видимому, численно преобладают.
Прялка борецкой росписи
Третья, дополнительная, или промежуточная группа, носит смешанный характер обработки: это прялки резные-расписные или расписные-резные, смотря по тому, какой из элементов украшения преобладает. Смешанный характер декоративной обработки (роспись и резьба) нужно признать случайным. Обыкновенно, тип прялки неотъемлемо соединен с каким-нибудь одним способом украшения: например, прялки архангельско-вологодского типа украшены росписью, и резьба на них - явление лишь эпизодическое.

Типы прялок, бытовавших на Русском Севере: Архангельско-вологодский тип (прялка расписная, копыльная, большая лопастка, узкое донце); Поморский тип (прялка резная, составная из трех частей, точеная ножка, узкая лопастка); Мезенский тип (прялка каллиграфически расписная, копыльная, большая лопастка, узкое донце).

Источники:

  • Воронов, В. С. Русские прялки // Воронов, В. С. О крестьянском искусстве : Избранные труды / Василий Сергеевич Воронов ; авт. вступ. ст. и биогр. очерка Т. Разина ; сост.: Л. И. Свионтковская-Воронова и Т. М. Разина. - М. : Советский художник, [1972]. - С. 200-249 : цв. ил.
  • Круглова, О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву : из собр. Загор. гос. ист.-худож. музея-заповедника : [альбом] / О. Круглова. - 4-е изд., перераб. - М. : Изобразит. искусство, 1983. - 26 с. : ил., 79 л. ил. : цв. ил. - Библиогр. в конце кн.




"…устойчивое развитие недостижимо без должного учета исторической составляющей, обеспечения преемственности поколений. А культурное наследие (…) выступает в роли материального свидетельства исторического развития."
Крогиус В.Р.


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: