Культурное наследие Архангельского края

Северное крестьянское жилище

Северному крестьянскому жилищу посвящено множество исследований: от научных трудов до поэтических статей. Северная изба воспевалась, изучалась. И хотя, в целом у северного жилища сложился определённый архитектурный стиль неотделимый от природного ландшафта - на Русском Севере не встретишь две избы, похожие одна на другую, каждая имеет свои неповторимые детали.

Архитектура северного жилища формировалась столетиями, складываясь из практических потребностей северного крестьянина, уклада поморской семьи и постепенно обретала свой архитектурный образ и окончательно сложилась к середине XIX века. Северный тип дома - дом-усадьба, для него характерны большие размеры - под одной крышей с жильём располагался и двор. Такой объединение жилья и хозяйственных помещений в бытовой комплекс отвечало суровым северным климатическим условиям, практическим потребностям - помогало вести хозяйство, ведь всё собрано под одной крышей: хлев, конюшня, сеновал, сарай. Отдельно располагались только гумно, амбары, а самой удалённой от жилья постройкой была баня.

По планировке, в зависимости от соотношения жилой и хозяйственной части, северные дома-усадьбы подразделяют на несколько основных типов: "кошель", "брус", "глаголь". Для дома типа "кошель" характерно параллельное расположение жилой и хозяйственных построек, покрытых общей кровлей, что обеспечивало компактность и вместе с тем большую вместимость. У такого дома скаты кровли были разными: один короткий и крутой, а другой - пологий и длинный, и дом походил на "кошель", а в плане дом образовывал правильный квадрат. Дома такого типа получили распространение в Заонежье, в Поморье.

Планировка дома типа "брус" представляла собой один вытянутый в длину прямоугольный сруб, в который были объединены все помещения, жилые и хозяйственные один за другим и перекрыты общей двускатной симметричной крышей. В таком доме большую часть занимала хозяйственная часть, выходившая на задворки, а жилая меньшая часть занимала главный фасад с выходом на улицу. Этот тип был более всего распространён на Севере.

План домов типа "глаголь", напоминает формой буквы "Г", в нём хозяйственная часть располагается сбоку от жилой под прямым углом к ней. В Каргополье широкое распространение получили дома Т-образной формы, в них хозяйственная часть примыкает к жилой с двух сторон. Г- и Т-образные дома перекрыты разноскатными крышами.

Основной постройкой, центром крестьянского двора являлась изба. Типичная северная изба - просторная высокая изба с маленькими окнами на подклете. Подклет - это нижняя часть, этаж дома, где хранились хозяйственные предметы, инвентарь, продукты, а иногда содержался мелкий скот. В верхней части находились жилые помещения. Хозяйственная, дворовая часть дома, примыкающая к жилой, также делилась на два яруса: на нижнем этаже размещались клети для скота, а верхний ярус был поветью, сараем, на который с улицы вел наклонный широкий бревенчатый помост - "ввоз". На повети хранился крестьянский инвентарь.

Северные избы от подклета до кровли складывались без гвоздя - избяной сруб ставили, связывая четыре бревна между собой образуя венец. Такой сруб получил название "клеть". Дома строились как односрубные, так и многосрубные. Комбинации срубов давали возможность изобретать самые разнообразные архитектурные формы жилища с разным количеством стен внутри - четырех- или пятистенные, либо крестовые-шестисенные. Дополнительные срубы, деление внутреннего пространства избы на части за счёт стен - всё это создавало обилие жилых помещений.

В основе планировки северного жилища лежит принцип простоты и удобства, интерьер разделён на определённые зоны. Вдоль стен располагались лавки, а над ними полки-воронцы, которые примыкали от стен к печному столбу, и делили избу на общую и женскую половины. Но главную роль в интерьере играла печь, определяя расположение всех остальных элементов внутреннего пространства избы. В большинстве случаев она располагалась сбоку от входа в избу, не привлекая к себе внимания, и устьем была обращена в сторону фасадной стены. По диагонали от печи находился красный угол, в котором висели иконы, размещались стол и скамьи. Здесь за столом собиралась вся семья за будничными трапезами, здесь же отмечались все торжественные события. У противоположной стены рядом с печью находилась хозяйственная часть - прилуб с посудой и хозяйственной утварью.

В Архангельской области сохранялось значительное количество так называемых "курных изб", где печь топилась по-черному, без труб. В этом случае дым поднимался к потолку, отталкивался от полок-воронцов, которые задерживали дым, не позволяя ему опуститься, и дым выходил в специальное отверстие - дымницу в виде оконца в стене. После топки это отверстие закрывали. Полки-воронцы служили границей между чёрным, пропитанным смолистой копотью верхом и чистым низом. В курных избах печь требовала меньше топлива, но давала больше тепла, воздух был тёплый и сухой, таким образом, просушивались не только вещи: одежда, обувь, сети, но и стены - прокопчённое дерево не гнило.

Курные избы долгое время были довольно широко распространены по всему Северу, но сохранились до нашего времени в Каргополье в Ошевенской слободе. Специалист по русскому деревянному зодчеству Анна Борисовна Пермиловская в своей статье "Курные избы Ошевенска" отмечает, что "причиной такого долгого бытования черных изб в Каргополье даже в то время, когда такие избы в других районах исчезли повсеместно, явилась эффективная система удаления дыма" за счёт высокого трапециевидного потолка.

Сохранившиеся в разных районах Архангельской области деревянные жилые строения, представляя единый северный тип жилища, сходный по форме и конструкции, различались по декоративному оформлению элементов избы. На Севере было распространено украшение внешнего и внутреннего убранства изб резьбой и росписью. Ажурной резьбой украшались балконы, наличники со ставнями, крыльца с перилами, кровля, фронтоны изб. Концы выступающих бревен крыши избы - охлупни украшались скульптурной резьбой, вырезались коньки, птицы.

Особенно декоративной, ажурной резьбой отличаются избы Каргополья и Онеги, в то время как декоративное убранство изб Пинеги и Мезени более сдержанное, укрупнённое, на Мезени распространено прикрепление к охлупню оленьих рогов. В Поважье получила распространение домовая роспись. Также в Лешуконском и в Верхнетоемском районе сохранились избы, фасады, кровли, балконы которых украшены яркими геометрическими и растительными орнаментами.

Резьба и роспись использовались не только для украшения наружной части дома, но и в его интерьере. Расписывались опечки, перегородки комнат, шкафы, двери, посуда. Круг сюжетов и орнаментов был весьма разнообразен: растительные и геометрические узоры, изображения птиц, животных, изображения людей, сцены из крестьянской жизни. Разнообразие декоративных приемов, индивидуальных черт у построек различных районов придавало северной архитектуре неповторимое очарование.

Изба, являлась центром крестьянского двора, в который также входили другие хозяйственные постройки: хлев, овин, ледники, амбары, бани. Кузницы и мельницы находились в коллективном пользовании деревни. Амбары - это простейшие срубные постройки предназначались для хранения зерна, продуктов, охотничьих и рыболовных принадлежностей, домашней утвари и наиболее ценных вещей. Амбар, представляя собой весьма простое сооружение, в то же время являлось очень удобным продуманным устройством. Расположенные в амбаре сусеки, были устроены так, что взятое определенное количество содержимого восполнялось вновь, поступая в отсек сусека самотеком. Амбары иногда ставились на столбах-сваях, чтобы спасти зерно от грызунов. Как правило, амбар располагался у домов на виду, так, чтобы дверь амбара можно было видеть из окон или из дверей. А иногда, как, например, на Пинеге, амбары в целях сохранности имущества в случае пожара, выносились за пределы поселения - группировались у въездов в селение, образовывая "амбарные городки". Бани также располагались дальше от жилых построек. (например, "банный городок" на берегу реки Чурьеги в Ошевенской слободе Каргопольского района Архангельской области). Бани, наверное, по композиции, являлись самыми примитивными сооружениями.

Мельницы же наоборот отличались и изяществом и сложностью в строении. Мельница украшала архитектурный пейзаж северной деревни, она была одним из немногих высотных элементов. Размещавшиеся на окраинах поселений, ритмически повторяясь, они образовывали живописный ряд вертикалей, опоясывавших села. В то же время это было очень прочное устойчивое сооружение, в основе её лежал прочный бревенчатый сруб - фундамент. Северные мельницы отличались одной особенностью: чтобы улавливать переменчивый ветер, она вращалась вокруг своей оси вся целиком. Осью служил толстый столб, глубоко врытый в землю - "мертвяк"

Кроме построек сельскохозяйственного назначения, крестьяне возводили сезонные сооружения для ведения сельского хозяйства и заготовки леса и промысловой деятельности. Так на Севере получили распространение охотничьи и рыболовецкие избы. Охотники имели свои охотничьи угодья, включающие избушки, где жили во время охотничьего сезона и амбарчики, где хранили добычу и продукты. Они считались их собственностью и передавались по наследству. Часто они ставились по берегам лесных рек и озер, на "борах". Охотничьи избушки были срубными, низкими.

Если сенокосные и охотничьи постройки возводились как временные жилища, то промысловые избы являлись практически вторым жильем, где поморы жили в течение всего промыслового сезона. Проживало в таких избах от 5 до 20 человек. Отапливались промысловые избы долгое время по-черному, только в начале XX века промысловые избы стали делать более благоустроенными: отапливать по-белому, увеличилось количество окон.

На Севере, что ни изба - свой облик, также и у хозяйственных построек - у каждой свой характер. Разнообразие крестьянских деревянных построек, как отмечает искусствовед Анна Пермиловская, определяет их связь с различными сторонами жизни северян: семейным укладом, родом деятельности, природными условиями, строительным мастерством. На протяжении столетий крестьянское жилище подвергалось постоянным изменениям, сохраняя строительные традиции каждый мастер, плотник вносил что-то свое особенное.

Источники:

  • Лисенко, Л. М. Дерево в архитектуре и скульптуре славян / Л. М. Лисенко // Русское деревянное зодчество. - Москва : Советский художник, 1987.
  • Ополовников, А. Русь деревянная : образы русского деревянного зодчества / А. Ополовников, Г. Островский. - М. : Детская литература, 1970. - 199 с.
  • Пермиловская, А. Б. Северный дом : архитектурный каталог / А. Б. Пермиловская. - Петрозаводск : ПетроПресс, 2000. - 223 с.
  • Пермиловская, А. Б. Курные избы Ошевенска : из сборника "Летописец Севера", 1990 г. // Кенозерье : сайт.




"Народное искусство не государственно, но национально; так же национально, как родная речь, которой пользовались и Иван Грозный и Пушкин".
И. Я. Билибин


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: