Культурное наследие Архангельского края

Резное мастерство

Дерево - очень удобный для резьбы материал, мастера по художественной резьбе называют резьбарём. Фантазией умельца, с помощью домовой резьбы и внутреннего резного убранства, обычное жилище превращается в сказочный дворец. При помощи резного узора в прошлом ручная прялка отмечалась особым узорочьем и неповторимой красотой, создавалось волшебное оперение щепной птицы, а дома "одевались в кружева".

Резные наличник и ставни, Плесецкий район
Резному декору в северных домах уделялось очень небольшое место. По-видимому, было трудно "одеть" всю постройку резьбой. На Русском Севере любили украшать крыльцо наружной лестницы на второй этаж, которая шла вдоль стены избы. Большое внимание придавалось оформлению массивного столба, на котором держалось крыльцо, напоминавшее сказочный теремок. Крыльцо имело витые колонки, небольшой конек на крыше и подзор, который, как узкое кружево, сбегал вниз по навесу над лестницей. Узкий кружевной узор резали и на досках причелин огромного фронтона. Иногда их заканчивали "полотенца" - свисающие доски, - тоже со сквозной резьбой. Окно светелки на фронтоне часто имело небольшой балкон, оформленный таким же узким деревянным кружевом и витыми колонками.

Охлупень-утка, 19 век, Красноборский район
Венчал всю эту стройную, грандиозную северную постройку охлупень - огромное бревно лиственницы, корневищу которой придавали облик коня, утицы, а иногда оленя. Они считались здесь когда-то священными животными, добрыми божествами. Долгие века сделали форму этих древних идолов настолько совершенной и прекрасной, что, уже не помня охранительного смысла этих древних скульптур, люди ставили их не только как необходимую деталь сложной деревянной постройки, но и как обязательное украшение дома. Еще и сейчас далеко на Севере, в глухих местах на реке Мезени, сохранились деревни с такими избами. На высоком берегу, над просторами огромной северной реки стоят строгие дома-великаны, и в небо поднимаются четкие горделивые силуэты деревянных коней, утиц, которые красуются своей отточенной выразительной формой.

Источники:

  • Панин, Г. Л. Рукоремесло : [для сред. и ст. шк. возраста] / Геннадий Панин. - Вельск, Архангельская обл. : [б. и.], 2008 (Вельти) . - 51, [1] с. : цв. ил. - Библиогр.: с. 52.
  • Круглова, О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву : из собр. Загор. гос. ист.-худож. музея-заповедника : [альбом] / О. Круглова. - 4-е изд., перераб. - М. : Изобразит. искусство, 1983. - 26 с. : ил., 79 л. ил. : цв. ил. - Библиогр. в конце кн.




«Север… спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию – песенную словесную, русские трудовые традиции – крестьянские, ремесленные, мореходные».
Д. С. Лихачев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: