Культурное наследие Архангельского края

Профессиональные музыкальные коллективы

Из истории музыкальной культуры 20 века

  В 1918-1945-е годы, когда осуществлялся классовый подход к использованию музыки, политика советской власти в области музыкального просвещения и образования отдавала приоритет рабочим и беднейшим крестьянам. Национализировались музыкальные магазины, издательства и пр., брались на учет и мобилизовывались для выполнения революционных задач в сфере культуры местные работники искусств. В марте 1920 года, например, Архгубревком принял решение о постановке на учет всех музыкальных инструментов и нот в Архангельске и его окрестностях. Музыкально-театральной коллегии при Архангельском губернском отделе просвещения было рекомендовано "заботиться о поднятии музыкального образования среди товарищей красноармейцев и всего населения".

В 20-30-х гг. прошлого века музыкальная деятельность в Архангельске развивалась в сложнейших, изменяющихся условиях общественной жизни. В 1920 году в Архангельске открылась Народная консерватория, ставшая в те годы центром музыкальной жизни города. Были организованы показательный городской хор, симфонический оркестр, концертные труппы. Проводились лекции-концерты для музыкального просвещения северян, на концертных площадках города выступали местные профессиональные музыканты, а также гастролирующие коллективы и исполнители.

В 30-е годы формируется Архангельское областное управление по делам искусства (1936 г.), открывается музыкальный техникум (1935 г.).

В 1936 году начал работу Северный краевой театр музыкальной комедии. Он просуществовал менее двух лет - оперетта не "вписывалась" в систему единственно возможного в то время пролетарского искусства.

Центром пропаганды музыкального искусства в Архангельске и Архангельской области, объединяющим профессиональные творческие силы, становится во второй половине 30-х годы Северная областная филармония. Она открылась в 1937 году на базе существовавшего при радиокомитете симфонического оркестра, который вначале и стал ее самым крупным профессиональным коллективом. (В настоящее время академический и эстрадный жанры, коллективы самой разной направленности находят пристанище на сцене Поморской государственной филармонии. На официальном сайте этого творческого заведения можно познакомиться с историей создания филармонии, афишей концертов и фестивалей, портретной галерей солистов).

В 1938 году начал работу струнный квартет, организованный при Архангельской государственной филармонии. Вначале квартет был в составе симфонического оркестра, а затем выделился в самостоятельный творческий коллектив. В репертуар квартета включались классические произведения. Коллектив постоянно гастролировал по стране. В 1940 году квартет получил новый статус - "Струнный квартет им. Н. А. Римского-Корсакова Архангельской Государственной филармонии". Его концертная деятельность в Архангельске продолжалась до 1952 года, затем коллектив был переведен в Ленинградскую областную филармонию. Струнный квартет им. Н. А. Римского-Корсакова, созданный в г. Архангельске, получил всесоюзное признание и стал известен во многих странах мира.

Многие годы филармония работала в содружестве с концертными коллективами и солистами Архангельского музыкального училища - симфоническим оркестром под руководством Б. А. Князева и В. А. Максимкова, любительской хоровой капеллой под руководством В. А. Максимкова, оркестром русских народных инструментов под руководством Б. К. Туровника, Н. А. Шпанова.

Велика роль Архангельской областной филармонии в организации работы местных и гастролирующих музыкальных коллективов и исполнителей. Зимние и летние музыкальные фестивали, месячники, декады и недели музыки, выступления местных и гастролирующих музыкальных коллективов и исполнителей на открытии и закрытии концертных сезонов, музыкально-пропагандистские и другие мероприятия, организуемые филармонией, создавали огромные возможности для приобщения архангелогородцев к музыкальному искусству.

В сохранении старинного песенного и музыкального фольклора большое значение имела деятельность созданного при Архангельской филармонии самодеятельного этнографического Ансамбля северной песни и танца под руководством А. Я. Колотиловой, которая еще в 1925 году объединила вокруг себя двенадцать единомышленников, чтобы донести красоту старинной северной песни до как можно более широкого круга слушателей. Самодеятельный ансамбль начал работу в  октябре 1938 года, а в 1940 году был преобразован в профессиональный коллектив, впоследствии - Государственный академический Северный русский народный хор. Благодаря уму, таланту, энергии Антонины Яковлевны Колотиловой созданный ею хор прошел путь от маленького самодеятельного ансамбля до признанного во всем мире коллектива. С тех пор его популярность постоянно растет. Вбирая в себя самобытную культуру Севера, хор представляет на концертной сцене народные песни, танцы, музыку, передавая в этом едином сплаве, а также в драматургии и костюмах, всю неповторимость северного колорита. Сохраняя верность традициям и свою творческую самобытность, коллектив хора находит пути дальнейшего развития, новые средства выразительности, работает над созданием современного репертуара. Большую гастрольную деятельность коллектив совмещает с концертными выступлениями в Архангельске. Государственный академический Северный русский народный хор, носитель северной народной культуры, хранитель нравственных традиций Севера, раскрывающий образ жизни и глубинные истоки характера северян, "душа Беломорья", гордость России, в ряду других государственных профессиональных народных хоров представляет ценность, имеющую национальное значение.

1946-1995 - годы формирования системы музыкального образования в Архангельске. Музыкальным просвещением в городе занимаются коллективы Архангельской филармонии и других городов. Проводятся концерты в кирхе, где был восстановлен орган, массовые музыкальные праздники на стадионах, разнообразные фестивали и др.

В начале 80-х годов в Архангельской филармонии сложился интересный эстрадный  ансамбль "Беломорские узоры", чье творчество было примером единства народного искусства и эстрады. В нем баян, домры, гусли, ложки, свирели и балалайка "уживались" с электрогитарами. Органично вплетались в программы ансамбля вокальные и танцевальные дуэты, художественное чтение. Руководил музыкальным коллективом В. В. Колузганов. Ансамбль с успехом выступал в Архангельской и гастролировал в других областях…

В 1987 году состоялся первый концерт камерного оркестра филармонии. С тех пор Архангельский государственный камерный оркестр - один из десяти лучших оркестров России.

В 1991 году в Архангельске появился ансамбль народных инструментов "Сполохи", в скором времени ставший одним из наиболее популярных народных фольклорных коллективов Северо-Запада России. Его создатель и руководитель - Сергей Федорович Харланов - талантливый музыкант, солист Поморской государственной филармонии, преподаватель Архангельского музыкального колледжа. Ансамбль - виртуозный исполнитель русской народной музыки, его называют "самым веселым коллективом Поморской филармонии". Участники ансамбля играют на самых различных народных инструментах - балалайке, баяне, гармони, уникальных русских духовых инструментах - жалейке, свирели, рожке, а также на других духовых и ударных инструментах. На счету ансамбля неоднократные победы на международных конкурсах, а также многочисленные гастроли по России и зарубежным странам. Выступления в разных странах наложили специфический отпечаток на репертуар коллектива, на манеру исполнения. Даже когда артисты исполняют вещи, в общем-то, уже знакомые зрителям, в известный мотив очередной пьесы нет-нет, да и вплетется ненавязчиво зарубежная мелодия…

Источники:

  • Слесарев, В. В. Музыкальный проспект Архангельска: страницы истории областной филармонии / Владимир Слесарев. - Архангельск : Правда Севера, 2004 (ОАО ИПП "Правда Севера"). - 103 c.
  • Щуров, Г. С. Архангельск-город музыкальный : в 3-х кн. / Г. С. Щуров. - Архангельск : Изд-во "Белая горница", 1995-1997.
    Т. 2 : Хроника событий муз. жизни г. Архангельска 1918-1945 гг. - 1996. - 191 с.
    Т. 3 : Профессиональные музыкальные коллективы в Архангельске // Хроника событий музыкальной жизни г. Архангельска 1946-1995 гг. - 1997. - С. 181-227. - Библиогр. в примеч. в конце ст.




«Север… спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию – песенную словесную, русские трудовые традиции – крестьянские, ремесленные, мореходные».
Д. С. Лихачев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: