Культурное наследие Архангельского края

Культовая деревянная архитектура

Спасо-Преображенская церковь, д. Ижма
Спасо-Преображенская церковь,
д. Ижма,
рисунок П. Фефилова

В истории северного деревянного зодчества важное и яркое место занимает культовая архитектура. На русском Севере еще сохранились старинные деревянные церкви, храмы (наиболее древние из них относятся к началу XVI века), формы которых поражают совершенством и в то же время простотой и логичностью конструкций. "Иные из северных церквей настолько срослись с окружающей их природой, что составляют с нею одно неразрывное целое. И, кажется, будто эти произведения - сама природа, так они безыскусственны и неотразимы". (И. Грабарь) Многие столетия народные мастера вырабатывали приемы их постройки и сегодня, сохранившиеся памятники культового зодчества позволяют воссоздать все приемы деревянного храмового строительства.

Подразделяясь на разнообразные, ярко выраженные типы, храмы в общих чертах одинаковы по своей конструкции. В основе их композиционного плана заложены такие геометрические формы, как квадрат, прямоугольник, восьмигранник. Основой являлась простейшая форма жилища - сруб-клеть, покрытая двускатной крышей. Однако сооружение храма в древности было делом не простым, кроме заботы о прочности и вместимости сооружения, требовалось еще и сохранение всех основных частей его, присутствие которых отличало бы храм от жилого дома. Требовалось устройство центрального, увенчанного крестом помещения, к которому с востока и запада примыкали бы невысокие клети для алтаря и притвора. Такой простейший тип храма видоизменялся в зависимости от местных условий и нужд.

Троицкая часовня, р-он Пинежский
Троицкая часовня,
р-он Пинежский
Церковь Артимия Праведного, Пинежский район
Церковь Артимия Праведного,
Пинежский район,
рисунки П. Фефилова
Простейшее культовое здание - часовня, это простая клеть, покрытая двускатной крышей и увенчанная главкой. От церквей часовни отличают значительно меньшие размеры и отсутствие алтаря. Клетские часовни сохранились в Каргопольском и Плесецком районах.

Известное представление о внешнем виде древнейшего деревенского храма дают клетские церкви. В клетской церкви присутствовали все компоненты христианского культового сооружения: с восточной стороны прирубался алтарь, с запада - трапезная и притвор, а в некоторых случаях ставили еще и колокольню. В сооружении клетских церквей использовались традиционные приемы деревянного зодчества, и, естественно, они были очень похожи па обычные избы, отличаясь от них первоначально наличием главок и крестов. Благодаря простой конструкции их строительство было повсеместно распространено. Но в Архангельской области они практически не сохранились. Двум из них подробное описание дает заслуженный архитектор России член-корреспондент Российской Академии архитектуры Вадим Кибирев в своей статье, посвященной деревнянному зодчеству: "Церковь Василия Блаженного в селе Чухчерьма Холмогорского района построена в 1824 г.. Ильинская церковь (по некоторым источникам - Георгиевская - М.З.) в селе Поржинском Плесецкого района, поднятая на высокий подклет, характерна удивительно изящным силуэтом. Алтарь четырехугольный, крытый на два ската, - свидетельство более ранней постройки. Церковь ориентировочно датируется XVII - началом XVIII в. Западный прируб с шатровой колокольней и односходовым крыльцом выполнен во второй половине XIX в. Размеры церкви так же, как и Васильевской в Чухчерьме, относительно невелики: высота с крестом 17,5 м, длина 24,5 м, ширина 6,5 м."

Широкое распространение получили шатровые храмы, которые также строились с глубокой древности. Шатровая церковь - это ведущий тип древнерусского деревянного зодчества. Шатровая форма идеальна для Севера, где в зимнее время велики снеговые нагрузки. Шатровый храм отличен от клетского прежде всего своей высотой и подчеркнутым стремлением вверх (шатер - сужающаяся кверху восьмигранная пирамида). Шатровая форма отвечала представлениям северян о красоте: высокое — значит, красивое. На равнинных местах шатровые церкви противостояли монотонности пейзажа, на высоких берегах рек они были видимы издалека и на многие версты служили надежными ориентирами. Шатровое завершение разительно отличало храм от жилья, делало его величественным и стройным. Благодаря шатровым завершениям, высота северных храмов достигала высоты 40-45 и более метров. Так, собор в Шенкурске, построенный в 1582 году, имел высоту 75 метров!
Никольская  церковь в с. Лявля
Никольская церковь,
с. Лявля,
рисунок П. Фефилова
Шатры в большинстве были рублены из бревен, что способствовало долговечности сооружений. Завершался шатер луковичной главкой, стоящей обычно на небольшом барабане, и крестом. Шатры "кожушились", т.е. покрывались в чешую, "лемехом". Из сохранившихся церквей этого типа большой известностью пользуется Никольский храм под Архангельском - в селе Лявля, построенный в 1585 году, храм представляет наиболее древний и редкий тип шатровых храмов - столпообразный храм-восьмерик с двумя прирубами. Увенчанный высоким шатром, мощный восьмерик придает всему сооружению монументальность, а скромные декоративные детали - наличники окон, свесы крыш, лемех на бочках и шатре - наделяют еговыразительностью. Венчающий купол XVI века сохранил редкие архаичные конструктивные формы. В 1967-1970 гг. Архангельской реставрационной мастерской выполнена реставрация памятника, вернувшая ему большую часть мужественной красоты.

В середине XVII века патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, одна из реформ Никона требовала обязательное пятиглавие: "церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтоб была о пяти верхах, а не шатром". Но зодчие, не желая отказываться от столь популярной конструкции, стали искать новые варианты. Новый тип церквей возник на рубеже XVI-XVII вв. когда наряду с сохранением традиционного "башенного" храма произошло его усложнение - восьмерик с шатром был поднят на квадратный сруб, позволявший пристраивать обширные помещения трапезных.
Ильинская церковь в д. Веркола
Ильинская церковь,
д. Веркола,
рисунок П. Фефилова
Образцом такой постройки может служить церковь Архангела Михаила, построенная в Архангельске, вероятно, в конце XVII в., перевезенная в 1740-х гг. в деревню Конецдворье Вознесенской волости под Архангельском. Часть храмов этого типа, получивших название "восьмерик на четверике", сохранила столпообразный характер. В числе их церковь Дмитрия Солунского (1784) в селе Верхняя Уфтюга Красноборского района, Никольские церкви в селах Пурнема (1618), Нижмозеро (1661), Малошуйка (1638) Онежского района. Разнообразные типы шатровых храмов вырабатывались в определенных районах Архангельской области.

В северо-восточной части Архангельской области - в Мезенском и Пинежском районах - "шатер на крещатых бочках" (бочка - крыша килевидной формы, пересечение двух бочек образует крещатую бочку). Лучший из памятников этого типа - храм Михаила Архангела (1685) в селе Юрома Лешуконского района. Высотой 46 м, срубленный из бревен лиственницы, достигавших метрового диаметра, храм производил грандиозное впечатление. Он сгорел в середине 30-х годов от молнии. До настоящего времени на Мезени и Пинеге сохранились три памятника этой школы: Одигитриевская церковь (1763) в селе Кимжа Мезенского района, Никольская (1700) возле села Едома и Ильинская XVII в. в селе Веркола Пинежского района.

В северо-западной части Архангельской области строились многошатровые храмы. Сохранился единственный образец пятишатрового храма - Троицкая церковь (1727) в ансамбле старинного Ненокского погоста. Каждая из пяти основных частей храма является как бы отдельной шатровой церковью. Центральная высотой около 40 м срублена на двух восьмериках, в которых верхний - меньшей ширины, а боковые построены по принципу "восьмерика на четверике".

С XVII веке строились кубоватые храмы, названные так по форме своих завершений - своеобразным покрытием в виде четырехгранного невысокого шатра с криволинейным профилем, напоминающем бочку. Этот тип церквей не нашел широкого распространения и встречался только на западе Архангельской области: по берегам реки Онеги и на южном побережье Белого моря, где размещались такие крупные монастыри, как Соловецкий и Крестный на Кий-острове. Завершение "кубов" отличалось большим разнообразием: это были одно-, пяти- и девятиглавые храмы. Известны, например, венчание куба одной главой - Алексеевская церковь (1721) в селе Куртяево Приморского района, Воскресенская кубоватая церковь в селе Кушереке (1609 г.), пятиглавая, покрытая кубом церковь Климента в селе Пияла Кожского погоста (1685 г.), девятиглавая Никольская церковь (1678) в селе Бережная Дубрава Плесецкого района, две кубоватые церкви в селе Чекуеве (1675, 1687 г.)

В XVII веке появились и своеобразные ярусные церкви, состоявшие из нескольких поставленных один на другой сруб.
Сретенская церковь в с. Заостровье
Сретенская церковь,
с. Заостровье,
рисунок П. Фефилова
В их числе церковь Двенадцати апостолов (1799) в селе Пиринемь Пинежского района, Георгиевская церковь (1664) в селе Пермогорье Красноборского района, Петропавловская церковь (1722) в селе Ратонаволок Холмогорского района). Вершиной древнерусского деревянного зодчества стали многоглавые церкви. В Архангельской области наиболее известны Богоявленская церковь (1793) Лядинского погоста в Каргопольском районе с оригинальным круглым входным крыльцом, потолок которого расписан ультрамарином под звездное небо, и девятиглавая Сретенская церковь (1688) в Заостровье под Архангельском. Сретенская церковь представляет собой последний образец девятиглавого храма, распространенного ранее в нижнем течении Двины.

Церкви воздвигались как одиночно, так и в ансамбле. Ставили церковь на живописном берегу реки или озера, в поселении же для нее отводилась главная площадь. В любом случае места выбирались с расчетом на хорошее обозрение не только с близкого, но и с дальнего расстояния.

Широко распространен на Севере "тройник" - ансамбль из трех сооружений: двух церквей и колокольни. Северные колокольни - это еще один памятник северного деревянного зодчества. В них сочетаются строгость и стройность, простота и изящество, пластичность и своеобразный народный примитив. От них, как и от северных храмов веет обаянием старины. В Архангельском крае сохранились и самые простые по конструкции колокольни и шатровые звонницы. Известны: звонница на девяти столбах в селе Ракулы, основанная не на бревенчатом срубе, а на каркасной конструкции; шатровая колокольня 1787 года в селе Ширяиха Ошевенского погоста близ Каргополя; колокольня села Кулига Дракованова, которая сейчас находится в музее деревянного зодчества "Малые Корелы"; Цывозерская колокольня, хорошо всем известная по акварелям И. Билибина.

Источники:

  • Барашков, Ю. А. Вы сказали «Архангельск»? / Ю. А. Барашков. - Архангельск : Издательство «М Арт», 2003. - 294 с.
  • Грабарь, И. Э. Деревянное зодчество Русского Севера : (особенности деревянного церковного зодчества на русском севере) / И. Э. Грабарь, Ф. Ф. Горностаев // Слово : православный образовательный портал. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/35833.php
  • Деревянные колокольни Архангельской земли / сост. О. Азарова // Русская православная церковь. Общество церковных звонарей : сайт о колоколах, звонарях и церковных звонах России. - Режим доступа: http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page3.html
  • Кибирев, В. Деревянное зодчество : (из сборника "Памятники архангельского Севера", 1983 г.) / В. Кибирев. - Режим доступа: http://www.kenozerje.17-71.com/kibirev.htm
  • Лисенко, Л. М. Дерево в архитектуре и скульптуре славян / Л. М. Лисенко // Русское деревянное зодчество. - Москва : Советский художник, 1987.

Cтатьи посетителей:

  • О Николаевской церкви в Первосоломбальском приходе

    Статья Т. Ф. Мельник о деревянном Никольском храме (19 в.)в Соломбале (Кемский пос.).





  • "Памятники культуры не могут просто храниться — вне людских знаний о них, людской о них заботы, людского "делания" рядом с ними."
    Лихачёв Д. С.


    ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

    предлагаем разместить
    на портале статьи и публикации
    о культурном наследии
    нашего края.

    Логин:
    Пароль: