Культурное наследие Архангельского края

Каргопольская роспись

Исторически сложившиеся культурно-географические понятия - Поонежье и Каргополье - относятся к землям вдоль реки Онеги и вокруг Онежского озера, входившим некогда в зону торгово-промышленного и культурного влияния г. Каргополя. Эта территория граничит с Карелией. Сам город, упоминавшийся в летописях еще с XII века, долгое время был важным экономическим, политическим и торговым центром на северо-западе России. В поселениях до сих пор сохранились интересные приемы строительства культовой и жилой архитектуры, свои обычаи и обряды, что свидетельствует о существовании здесь самобытной народной культуры.

Жилые дома в этой части области разнообразны по архитектуре, что можно объяснить наличием здесь различных этнических групп населения (карелов, финнов, вепсов, русских), имеющих собственные традиции и строительную культуру. В этих районах получила широкое бытование фасадная и интерьерная роспись домов, дошедшая до наших дней.

Каргопольская роспись
В XVIII веке на северо-западе России сложилось особое стилевое направление народных росписей. Их технической основой является свободный кистевой мазок с белильными "оживками" (линиями). Крайне непринужденная манера исполнения, особая свобода композиции, яркость колорита, соединенные с виртуозной техникой, составляют важные стилистические черты этого искусства, особое влияние на развитие которого оказали художественные мастерские. В них изготовлялись лицевые рукописи, иконы, расписная мебель и бытовая утварь, а также рисовальные картинки.

Каргопольские прялки, 19 век
Дошедшие до сегодняшнего дня памятники позволяют установить стилевую преемственность между этой живописной школой XVIII-первой половины XIX столетий и народными домовыми росписями во многих районах Русского Севера более позднего времени. Особенно явно это влияние обнаруживается в цветочных орнаментах с мотивом розы, получивших на севере очень широкое распространение. Яркая многокрасочная палитра новгородских живописцев, приверженность к чистым локальным тонам, приемы свободного движения кисти, развившиеся в новгородском растительном орнаменте, легли в основу более поздней художественной традиции.

Зачастую это влияние было самым непосредственным. Зафиксировано, что житель Заонежья Михей Абрамов учился живописи у "даниловского старца" и передал затем свое умение сыну, Ивану Абрамову, который с 12 лет начал работать вместе с отцом. Помимо бытовых предметов и орудий труда отец и сын Абрамовы расписывали церкви и часовни, писали иконы.

Другие крестьянские мастера также украшали росписями прялки и туеса, дуги и сани, расписывали дома. Крестьянские художники работали не только дома, но и ходили по деревням в поисках заказов.
Каргопольская прялка
Так, братья Таракановы и художники Семьины из Малого Конева расписывали дома и прялки в Кенозерье и других местах. Излюбленный орнаментальный мотив в росписях - букет в форме куста, вытянутой или изогнутой ветви, сложной цветочной композиции, часто вырастающий из "вазона" (символа "древа жизни"). Букеты составлялись из лилий-тюльпанов, фронтально развернутых цветов-розеток, яблок-шаров и цветов, напоминающих розы. Среди цветов и длинных изогнутых листьев зачастую изображались птицы - белые, красные, черные и голубые. Розаны-яблочки, розетки, напоминающие цветы шиповника, могли быть опутаны легким переплетением веточек, усиков, завитков. Нередко в композицию вводились изображения львов. Мотивы льва и виноградной лозы, соседствующие с пышной цветочной росписью балкончика, можно встретить на фронтоне ряда сохранившихся домов. Рисунок винограда символизировал благополучие и богатство дома, в то время как изображение льва выполняло охранные функции.

Следует, однако, подчеркнуть, что в крестьянских росписях иногда проявлялись и национальные особенности различных групп местного населения. Это еще раз свидетельствует о том, что стилистическая близость, а в некоторых случаях и общность русских, карельских финских крестьянских росписей по дереву объясняются взаимодействием культур и художественных традиций.

Источники:

  • Арбат, Ю. А. Каргопольская роспись // Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. - М., 1970. - С. 95-98.
  • Севан, О. Г. Крестьянские росписи Русского Севера: Архангельская область // Обсерватория культуры. - 2007. - № 4. - С. 73-76.




"Только в святынях культуры — источник животворных сил возрождения единого самосознания народа."
Д. С. Лихачёв


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: