Культурное наследие Архангельского края

Из истории развития литературы в Архангельском крае

Как и по всей России, в Архангельском крае литература возникла на основе двух полноводных источников: устного народного творчества, сокровищницей которого Русский Север стал издревле, и древнерусской книжности, развивавшейся в многочисленных северных монастырях. Имя первого и главного писателя-северянина - народ, его гению принадлежат былины, духовные стихи, песни, сказки, а также одно из главных богатств нашего края - язык.

Народное творчество по природе своей коллективно и анонимно, и только в конце 19 - начале 20 века, благодаря усилиям собирателей, становятся известны имена отдельных выдающихся исполнителей - Маремьяны Немчиновой, Марии Кривополеновой, Аграфены и Марфы Крюковых.

Самым замечательным и самым известным русским писателем 17 века Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал протопопа Аввакума, главного идеолога старообрядчества, свыше шестидесяти произведений которого, не считая знаменитого "Жития", было написано в Пустозерской ссылке, в том самом "земляном гробу", в котором он провел последние 15 лет своей жизни.

Значение личности и творчества пламенного идеолога старообрядчества было глубоко личностно воспринято и оценено многими писателями ХХ века. "Гремел мой прадед Аввакум", - скажет Николай Клюев.

В 1711 году в деревне Мишанинской близ Холмогор родился один из величайших людей России - Михаил Васильевич Ломоносов. Карамзин писал: "Рожденный под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства. Ломоносов был первым образователем нашего языка, первым открыл в нем изящность, силу и гармонию".

В 19 веке происходит открытие Русского Севера писателями-путешественниками, этнографами, фольклористами, искусствоведами. Пётр Иванович Челищев, приятель А. Н. Радищева, в 1791 году предпринял путешествие по Архангельскому Северу (Соловки, Онега, Архангельск, Холмогоры). На родине Ломоносова в Куростровской волости он поставил деревянный памятник великому учёному и поэту, а литературным памятником, запечатлевшим восприятие Челищевым нашего края, стала книга "Путешествие по Северу России" (1886). Н. А.Чижов (1803 - 1848), будущий декабрист, в 1821 г. в экспедиции под командованием Ф.П.Литке плавал к Новой Земле. В 1823 году в журнале "Сын Отечества" он поместил подробное описание природы архипелага. В середине 19 столетия путешествие по Архангельскому краю совершает писатель-этнограф Сергей Васильевич Максимов (1831 - 1901), и результатом этой поездки становится не потерявшая своего значения и в наше время книга "Год на Севере", изданная впервые в 1859 году и получившая золотую медаль Русского географического общества.

О подвиге помора Матвея Герасимова во время нападения англичан на его судно рассказывает в повести "Мореход Никитин", написанной в 1834 году, писатель-романтик Александр Бестужев (Марлинский).

Своей поэтической родиной назвал Север Михаил Михайлович Пришвин, побывавший в наших краях в 1906, 1907, 1933 и 1935 годах. Северный текст Пришвина - вошедшие в золотой фонд русской литературы книги "В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края" (1907), "За волшебным колобком" (1908), "Берендеева чаща" (1935-37), "Корабельная чаща" (1954) (о Пинежье), "Осударева дорога" (1957). Поморье, по словам Пришвина, это "такое место, где человеческое дело соединяется с делом природы в неразрывное целое".

В начале ХХ века начался творческий путь уроженца Каргопольского уезда Архангельской губернии Алексея Павловича Чапыгина - автора романов "Белый скит" (1913), "Степан Разин" (26-27), "Гулящие люди" (1938). О нем и о его младших современниках, уроженцах Архангельска Степане Писахове и Борисе Шергине, Федор Абрамов скажет позднее так: "Три литературных кряжа, три русских классика, взращенных Архангелогородчиной, Поморьем, похожих друг на друга, как родные братья, в то же время таких разных, таких непохожих". "Буйным северным сиянием взыграл в нашей литературе Степан Писахов. По безудержности и буйству фантазии и выдумки, по невероятному сплаву были и небыли, по слову, задорному, хлесткому, радужно-цветастому и всегда с крепким наваром северной говори, наконец, по особенностям характера главного героя сказки Писахова не с чем сравнить в нашей литературе, да только ли в нашей!" - так характеризовал творчество писателя-сказочника Федор Абрамов.

Борис Викторович Шергин - уникальное явление русской литературы 20 века, сделавший главной целью своего творчества увековечение богатейшей традиции культуры Поморья. "Сказывать и писать о Русском Севере, о его древней культуре я считаю своей миссией", - говорил он.

В конце 19 - начале 20 века с архангельским краем оказывается связанной судьба многих российских писателей. Александр Серафимович Попов во время ссылки в Мезень и Пинегу в конце 1880-х гг. (он был сослан на Север в 1987 году по делу Александра Ульянова за состав-ление прокламаций после покушения на царя) создал свои первые рассказы "На льдине", "В тундре" (в последующих публикациях - "Снежная пустыня"), "На плотах". Впоследствии Серафимович вспоминал, что природа Севера произвела на него неизгладимое впечатление. В его рассказах северного цикла говорится о величавой красоте Беломорья, когда "тихо дремлет над спокойным морем полярная ночь, затканная тонким искристым морозным туманом", и прелесть северной "царицы-реки, разбитой зеленеющими островами на множество рукавов и, точно дорогим ожерельем, унизанной деревнями и селами". Как подчеркивает Ш. З. Галимов, "Серафимович не только начал писать на Севере. На Севере он, действительно, родился как писатель, прошел очень важный для каждого художника путь к себе. И в этом исключительность северного периода жизни Серафимовича".

В 1910 - 1912 гг. в архангельской ссылке (в Пинеге, затем на Кегострове и в Архангельске) жил Александр Грин, высланный на Север "за принадлежность к социал-революционной партии", и эти полтора года писатель считал одной из интереснейших страниц своей жизни. Красота и сказочность северной природы заворожили писателя, и впоследствии пинежский пейзаж воссоздается им в повести "Таинственный лес". В ссылке и вскоре после нее Грин создает рассказы "Зимняя сказка", "Глухая тропа", "Ксения Турпанова", "Сто верст по реке", повесть "Жизнь Гнора".

В 1915 году побывал в Кеми, на Соловках и в Сороке Евгений Замятин, и эта поездка отразилась в цикле его северных рассказов ("Кряжи", "Ёла", "Африка", повесть "Север"), а в 1917 году В Архангельске выступал Сергей Есенин, совершавший поездку на Соловецкие острова. В годы революции и Гражданской войны побывали в Архангельске и Михаил Зощенко, и Леонид Леонов, отец которого, известный под псевдонимом Максим Горемыка, создатель кружка "писателей из народа", с 1910 года отбывавший ссылку в Архангельске, был издателем архангельской газеты "Северное утро". В этой газете в 1915 году было напечатано первое стихотворение Леонида Леонова, а в 1918 -19 годах - его первые рассказы. Здесь, в Архангельске, знакомится юный Леонид Леонов с Борисом Шергиным и Степаном Писаховым, открывшим ему мир исконной былинной Руси. В 1918 году он писал о том, что только на Севере "можно уверовать в ту Русь, где еще звенят ломкие хрустальные звоны Китежа, а сосны рассказывают спокойно, медленно, не торопясь, про давно исчезнувшего, занесенного пылью и снегом веков Муромца".

В 1924 году побывал в Архангельске Борис Пильняк, прочитавший на литературном вечере 18 августа отрывки из своего первого романа "Голый год". Из Архангельска писатель отправился в плавание по Белому морю и Северному Ледовитому океану на научно-исследовательском судне "Персей". Впечатления от Архангельского Севера и морского пу-тешествия нашли отражение в повести Пильняка "Заволочье" (1925). Характеристики А-хангельска, Северной Двины, языка и быта поморов, ненецкой тундры в произведении Пильняка точны и выразительны.

В ноябре 1928 года начался архангельский период жизни и творчества Аркадия Гайдара, проработавшего корреспондентом губернской газеты "Волна" до начала 1930 года. В Архангельске Гайдар завершил работу над первой частью повести "Школа", главы из которой он читал на творческих вечерах в Доме книги.

Появлению писательской организации в Архангельске предшествовала созданная в двадцатые годы литературно-издательская студия. В мае 1920 года поэт Федор Чумбаров-Лучинский начинает выпускать "Красное Поморье" - первый архангельский литературно-художественный журнал.

В 20-годы пишет очерки, рассказы, стихи талантливый литератор, перенесший нечеловеческие страдания Мудьюга, Павел Петрович Рассказов, автор "Записок заключенного" и ряда пьес.

В эти же годы в Архангельске начинается творческая деятельность уроженца Шенкурского уезда Александра Никаноровича Зуева (1896 - 1965). Осенью 1918 года Александр Зуев был арестован английской разведкой за "пропаганду большевизма" и заключён сначала в Архангельскую губернскую тюрьму, а затем отправлен на остров Мудьюг, который стал первым на Севере концлагерем для военнопленных, а по существу - каторжной тюрьмой, находившейся в полном распоряжении союзной контрразведки.

Впоследствии о том, что ему довелось пережить на Мудьюге, Зуев рассказал в повести (или, точнее, цикле очерков) "Остров смерти", позднее переиздававшейся под названием "Свист крыльев". Наиболее значительным произведением молодого писателя стала повесть "Тайбола" (опубликованная сначала под названием "Тлен" в альманахе "Перевал" в 1927 году, а в последующих изданиях датированная 1924-м годом). Эта повесть, несомненно, - одно из лучших произведений Зуева.

В конце 20-х гг. с литературной студии Пролеткульта начинается творческая деятельность Ильи Бражнина (1898 - 1982), автора многих повестей, романов, пьес. Большой успех писателю принесла дилогия, в которую вошли романы "Мое поколение" (1936) и "Друзья встречаются" (1940), рассказывающие о жизни молодежи в предреволюционном Архангельске (сам Бражнин окончил в 1918 г. Архангельское реальное училище), о ее пути в революцию, о Гражданской войне на Севере в 1918 - 1920 гг.  В поздней книге Бражнина "Недавние были" (Архангельск, 1972) содержатся воспоминания о Г.  Я. Седове, И.  К. Вылке, С.  Г. Писахове, рассказы о жизни архангелогородцев.

В 1920 - начале 1930-х гг. в Архангельске жил и Евгений Андреевич Гагарин, уроженец Шенкурского уезда, произведения которого начали публиковаться лишь в эмиграции в конце 1930-х - 1940-е гг. Его творческое наследие только в последние десятилетия нашло дорогу к читателю в России.

В своей первой книге "Великий обман", вышедшей в 1936 году в Германии на немецком языке (впервые фрагменты из книги на русском языке опубликованы в архангельском литературно-художественном журнале "Двина" в 2009 году.), он рассказывает о судьбах тысяч крестьян, раскулаченных и высланных на Север из южных губерний России.

В 30-е годы в литературу приходят ненецкие писатели Антон Пырерко и Николай Вылко. Первопроходцем ненецкой темы по праву называют Пэлю Пунуха (Тимофея Петровича Синицына), уроженца Шенкурского района, педагога по образованию, автора многих повестей о жизни ненецкого народа (Борька в тундре", "Новоземельские будни", 1930 г., "Не по шаману", "Из-под пяты веков" и др.). Около 10 лет он жил на Крайнем Севере и стал первым учителем ненецких школ-интернатов на Новой Земле и в Пёше (1925 - 1928), работал в школах Большеземельской тундры. Георгий Суфтин и Иван Меньшиков создали в Нарьян-Маре литературное объединение.

В Архангельске в тридцатых годах известными прозаиками были Николай Котов, писавший рассказы о Красной армии, и Николай Ауров, уроженец д. Малошуйка Онежского района, автор замечательной книги "Под полуночным солнцем" (1936), повести "Японский кавалер" и многих рассказов. Он был арестован в 1937 году и умер на Колыме (1941). Заметной фигурой в Архангельской писательской организации был Александр Евгеньевич Миронов. Ему не было и девятнадцати, когда он приехал в Архангельск и устроился матросом на маленькую шхуну. С осени 1930 г. он уже трудился на пароходах дальнего плавания, матросом 1-го класса участвовал в легендарной челюскинской эпопее, одновременно являясь спецкором "Правды Севера" на "Челюскине". 17 лет прожил Александр Миронов в Архангельске, но и после переезда в Минск основной темой его творчества оставалось море.

С 1932 года жил в Архангельске Борис Михайлович Зубакин - поэт, художник, скульптор, археолог. Он был арестован в 1929 году и заключен в Новодвинскую крепость под Архангельском, а затем находился (до 1932 г.) в ссылке в Холмогорах. В этот тяжелый для него период Зубакин создал цикл северных стихотворений, поэму о "трёх столицах" - Москве, Петербурге и Архангельске, написал научное исследование ""Новое и забытое о Ломоносове" (1932), работы о Пушкине, о старообрядчестве. С согласия вдовы Валерия Брюсова закончил его роман "Юпитер поверженный". В 1937 г. он был вновь арестован по обвинению в руководстве московской "ложей розенкрейцеров" и расстрелян.

Впечатления от поездки на Север Ильи Эренбурга в 1934 г. легли в основу его романа "Не переводя дыхания". А в мемуарной книге "Люди, годы, жизнь" известный писатель так рассказывает о своих впечатлениях от Архангельска: "Я впервые увидел Русский Север, он меня сразу покорил нежностью и суровостью, древним искусством и молодостью рослых молчаливых людей".

В 1934 году в Архангельске вышел первый сборник стихотворений "Песни Северу" Александра Яшина (Александра Яковлевича Попова, 1913 - 1968), родившегося в дер. Блудово Северо-Двинской губернии (сейчас - территория Вологодской области). Впервые приехал он в Архангельск восемнадцатилетним юношей в 1931 г., а с 1933 года он участвует в подготовке к созданию краевой писательской организации. В 1934 г. в Архангельске вышел первый сборник стихотворений Яшина "Песнь Северу". Второй сборник, опубликованный уже в Москве (1938), поэт назвал "Северянка".

Что же касается непосредственно Архангельской областной писательской организации, то она была образована в 1935 году на съезде писателей Северного края. У истоков её стояли пролетарские писатели Петр Калашников, Владимир Жилкин, а также Иван Молчанов, участник двух войн, орденоносец, автор более пятидесяти поэтических сборников.

В годы Великой Отечественной войны многие архангельские писатели ушли на фронт. Но литературная жизнь продолжалась. Издавались сборники "Мы защищаем Север", "На Карельском фронте", "Фронт и тыл". В 1943 году вышел очередной номер альманаха "Север". Из Ленинграда в Архангельск были эвакуированы Владимир Беляев, Юрий Герман, Александр Чуркин, Александр Чирков.

Живший до войны в Молотовске (Северодвинске) Валентин Пикуль (1928 - 1990) учился в 1942 - 1943 гг. в школе юнг на Соловецких островах, а с 1943 до конца войны служил на эсминце Северного флота "Грозный". Отроческие впечатления о войне писатель отразил в романе "Океанский патруль" и повести "Мальчики с бантиками".

В 41-м году на лесовозе "Спартак" вернулся в Архангельск из длительной командировки на Северный флот писатель, корреспондент газеты "Красная звезда" Константин Симонов. В Архангельске он закончил одно из лучших своих стихотворений "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…", написал поэму "Сын артиллериста", буквально, как он вспоминал, за сутки, в один присест.

Судьбой и сердцем оказался связан с Архангелогородчиной и выдающий русский поэт Николай Тряпкин, родившийся в 1918 году на Тверской земле. Не призванный на фронт по состоянию здоровья, он в первые годы войны оказался в эвакуации в сольвычегодской деревне недалеко от Котласа. Здесь он впервые начал писать стихи. "Северный текст" Тряпкина - это около двадцати стихотворений, которые создавались с 1940-х по 1990-е годы (поэт скончался в 1999 году). В последнем из них, датированном 1995 годом, он с интонацией итогового слова говорит о сокровенном характере своей связи с Севером, пространство которого становится внутренним пространством его души:

На фронтах Великой Отечественной войны погибли Иван Меньшиков, Стефан Недзвецкий, Николай Котов. Умер от голодного истощения поэт Петр Иванович Калашников. Но те, кто вернулся в родной город духовно возмужавшими в боях за Родину, набирали новые силы. В периодических изданиях всё чаще появляются произведения Владимира Мусикова, Евгения Коковина, Евгения Богданова, Ивана Полуянова, Виктора Киселёва, Шамиля Галимова.

После войны организацию возглавил вернувшийся с фронта Константин Иванович Коничев. Самобытный писатель и умелый организатор, он много сил отдал возрождению в Архангельске едва ли не единственной тогда на Севере писательской организации. Коничев редактировал литературно-художественный альманах "Север", а в его книгах отразились многие страницы истории Севера и его современность ("Деревенская повесть", 1949, "К северу от Вологды", 1954, "Пётр Первый на Севере", 1973).

В начале 50-ых его сменяет Евгений Степанович Коковин (1913 - 1977), автор получившей широкую известность повести "Детство в Соломбале" (1947), выдержавшей более 30 изданий. Его перу принадлежат также повести для детей и юношества "Вожак санитарной упряжки", 1945, "Счастливого плавания!", 1951, "Экипаж боцмана Рябова", 1974. Интерес к истории Севера отразился в популярной книге Коковина "Улицы Архангельска рассказывают" (1973). Общий тираж книг Коковина превысил 2,6 млн. экземпляров. И в наше время имя Коковина известно всем школьникам Архангельска. Его именем названа одна из городских детских библиотек.

С середины 50-ых до начала 60-ых организацию возглавлял Георгий Иванович Суфтин (1906 - 1965), отдавший журналистике и писательскому труду сорок лет жизни. Для него, уроженца Вятской губернии, Север стал второй родиной. Суфтин - автор нескольких книг стихов и прозы ("Заполярные встречи", "След голубого песца", "Макорин жених" и др.), редактор альманаха "Литературный Архангельск", в 1951 - 1956 гг. - редактор областной газеты "Правда Севера". Именем Суфтина названа одна из улиц нашего города.

В 1950 году в серии "Жизнь замечательных людей" выходит книга "Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765". Автор этого фундаментального труда, до сих пор остающегося луч-шей работой о нашем великом земляке, - ленинградский писатель Александр Антонович Морозов, написавший книгу в Архангельске во время эвакуации.

3 января 2006 года Россия отметила семидесятилетие со дня рождения своего великого певца, чистейшего лирика Николая Михайловича Рубцова. На его родине, в селе Емецк, создан музей, а недавно был установлен бюст - памятник поэту.

В Архангельск Николай Рубцов приезжает в 1951 году, чтобы стать моряком тралового флота. А осенью 1964 года он вновь приехал сюда, на сей раз для того, чтобы заключить договор на издание своего первого сборника стихотворений. Этот сборник - "Лирика" - вышел в Архангельске в 1965 году.

В 1956 году первый раз приехал на Север - в Архангельск и на побережье Белого моря - Юрий Павлович Казаков, в ту пору - студент Литературного института. В Архангельске вышли первые книги Юрия Казакова - "Тедди" (1957) и "Манька" (1958), а главной книгой писателя о Беломорье, объединившей произведения, написанные под впечатлением поездок на Север в 1960-70-х годах, стал "Северный дневник". "В жизни каждого человека есть момент, когда он всерьез начинает быть. У меня это случилось на берегу Белого моря".

В 1960 году ушел из жизни сорокашестилетний поэт-фронтовик Владимир Мусиков. Встретивший войну в пограничных войсках, он познал горечь отступления и радость побед, и тема солдатского подвига стала заглавной в его творчестве. Многие из архангельских писателей считали себя его учениками этого чистого и честного поэта.

В шестидесятые годы выходят первые книги Олега Думанского, Иосифа Леонидова, Федора Ширшова. В конце пятидесятых были приняты в Союз Николай Жернаков, Евгений Богданов, Иван Полуянов, Михаил Скороходов. Писатели-фронтовики Евгений Богданов и Николай Жернаков возглавляли писательскую организацию в первой половине шестидеся-тых. Оба писателя оставили заметный след в северной литературе.

Евгений Федорович Богданов (1923 - 1999), уроженец с. Ошевенское Каргопольского района - автор более 20 книг, в том числе исторических романов и повестей ("Ожерелье Иомалы" - о походах викингов к берегам Беломорья, "Вьюга", "Поморы", "Лодейный кормщик" - о подвиге помора Ивана Рябова, "Черный соболь" - о походе в начале 17 века поморской артели за собольими мехами в "златокипящую" Мангазею, "Чайный клипер", "Отцовская слава", "Провинциальный роман"). Умер писатель-фронтовик в 1999 году в день и час, которые помнят все русские люди, - 22 июня в 4 часа утра.

Творчество Николая Кузьмича Жернакова (1914 - 1988), уроженца Холмогор, автора более 30 книг прозы - заметное явление отечественной словесности. Имя писателя и его трилогия "Краснотал" упоминаются в вузовских учебниках, романы нашего земляка называются в числе наиболее значительных эпических произведений 1950 - 1980-х годов. "Такие писатели, как Николай Жернаков, - отмечал Ш. З. Галимов, - гранитное основание нашей литературы".

А сам Шамиль Загирович Галимов, педагог и ученый, начинал свою литературную работу со стихов и прозы. Но настоящим призванием его стала литературная критика, которой он отдавал много сил и времени. В памяти людей, знавших Шамиля Галимова, он остался скромным, совестливым человеком, очень чутко отзывавшимся на появление молодых талантов, в своих работах доброжелательно и объективно ведущий разговор о творчестве современных писателей. "Совестью писательской организации" называли его товарищи по писательскому цеху.

На Беломорском Севере начинается творческая биография Валентина Кочетова, который больше десяти лет плавал штурманом и капитаном на судах Северного морского пароходства. Здесь в Архангельске выходят его основные поэтические книги.

Михаил Скороходов после Литинститута и работы на Диксоне переводится корреспондентом ТАСС в Архангельск. Он много ездит по Северу, много пишет. В 50-60-е годы в Архангельске выходят два его поэтических сборника и несколько книг прозы.

Не по своей воле оказался весной 1964 года в коношской деревне Норинской будущий Нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Однако эти полтора года, проведенных в ссылке, он вспоминал с благодарностью.

Уроженец с. Верхние Матигоры Холмогорского района Николай Павлович Леонтьев - фольклорист, поэт, прозаик, с молодых лет увлёкся изучением северного фольклора, по его словам, он "бредил наяву" легендами, сказками, скоморошинами. Поэтому неудивительно, что и книги Николая Леонтьева наполнены, как отмечал он сам, "краснословьем, той северной говорей, которая свободно и естественно звучит в беломорских и печорских селах и по сей день". Им изданы сборники "Печорский фольклор" и "Печорские былины и песни", поэма "Матвей Перегуда", а совместно со сказительницей Маремьяной Голубковой - документальная повесть "Мать Печора" (1953).

Александр Алексеевич Михайлов (1922 - 2002) родился в деревне Куя Ненецкого автономного округа. Вернувшись с фронта, он вел культурно-просветительскую работу в родных местах, а после окончания Архангельского пединститута, работа в книжном издательстве. С конца пятидесятых Александр Алексеевич жил в Москве, но связи с Севером не прерывал до последних дней жизни. Замечательный литературовед и критик, он оставался верным другом и учителем архангельских писателей, постоянно ощущавших его действенную помощь и поддержку. Поморскому государственному университету он подарил обширную библиотеку, сюда же, по завещанию, была передана и часть его архива.

Деревня Сёмжа на берегу Мезенской губы - родина большого русского писателя Виталия Семеновича Маслова, зачинателя празднования Дней славянской письменности и культуры в России. Живший в Мурманске, большую часть жизни он провел в море, плавал радистом на атомном ледоколе Ленин. Но вновь и вновь возвращался он в родную Семжу, здесь он писал, здесь создал Дом памяти, здесь, на родовом кладбище и похоронен под пятиметровым деревянным крестом. Уроженец Мезени Александр Антипин пишет: "И, видно, стоять ему теперь на сёмженском жальнике долго-долго, до тех пор, пока жива наша память об этом замечательном человеке, патриоте, певце мезенской земли".

Федор Александрович Абрамов (1920 - 1983), названный Сергеем Залыгиным "нашим летописцем, создателем бессмертной книги о России", пришел в русскую литературу с берегов таежной Пинеги, давшей миру святых праведников Артемия Веркольского и Иоанна Кронштадтского. Фёдор Абрамов по праву считается одним из крупнейших русских писателей второй половины ХХ века. Без его рассказов, повестей "Безотцовщина", "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька", романов, составивших тетралогию "Братья и сёстры", публици-стики невозможно представить литературный процесс эпохи. Крестьянский сын, он навсегда сохранил убеждённость в том, что крестьянство - соль нации, её основа. Как говорил писатель в одном из интервью, его "всегда волновала глобальная проблема - человек и время, их взаимовлияние и взаимообусловленность". В его творчестве получила правдивое отражение судьба России, особенно северной деревни, в нелёгкие годы их истории.

В 1964 году приехал в Архангельск, чтобы прожить здесь тридцать семь лет - до конца, до смертного креста - уже известный в ту пору поэт Анатолий Левушкин, уроженец Рязанщины. Север оказался близок и дорог поэту прежде всего тем, что он требует от человека мужества, ежедневно испытывая, пробуя на излом. Анатолий Ильич ощутил свое внутреннее родство и с Севером, и с людьми, его населяющими, и с "кипящими широтами", и с теми, кто прокладывает "сквозь крутые волны дерзкий путь". Лёвушкин - поэт-маринист, и Север для него - это прежде всего море, "штормов полярных злость":

Архангельский Север стал второй родиной и для Николая Андреевича Журавлева (1935 - 1991), родившегося в Ивановской области. Привела его в пятидесятые годы в Архангельск мечта о море, стремление поступить в мореходное училище. И хотя моряком он не стал - подвело зрение, но и уезжать с берегов покоривших его Двины и Белого моря уже не захотел. С 1973 по 1990 год руководил Николай Журавлёв писательской организацией.

В 2002 году ушел из жизни большой поэт, яркий публицист, талантливый прозаик Василий Николаевич Ледков. Главной темой ненецкого писателя на протяжении всего его творческого пути оставалась тема жизни тундры, ее природы, ее людей. Это даже не тема, это - душа поэзии Ледкова.

Всю свою жизнь - все отпущенные ему 55 лет Вадим Анатольевич Беднов прожил в Архангельске. Здесь он в 1937 году родился, здесь, по пословице, и пригодился - учился, работал, писал.

Современная литература нашего края достойно продолжает традиции не только литерату-ры Русского Севера, но и великой русской словесности - каждый писатель и поэт-северянин в меру своих сил, но в едином русле.


Елена Шамильевна Галимова, профессор кафедры литературы ПГУ М. В. Ломоносова, доктор филологических наук.






Портал создан в рамках социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006-2009 гг.)»
"Русский Север – это громадный, единственный в своём роде заповедник народного деревянного зодчества." А. В. Ополовников


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: