Культурное наследие Архангельского края

Центры северной народной росписи

Становление и развитие самобытных форм художественной деятельности на европейской части Русского Севера тесно связано с историей этого края. Различия в культуре, истории, сельском хозяйстве, промышленности, а стало быть, и экономике уходят в глубь веков. Еще в X-XIII веках край этот заселяли переселенцы из новгородских, а затем и ростово-суздальских земель. Позднее начинается волна переселения с юга, из московских земель. Потоки переселенцев-новгородцев двигались по рекам с севера, а выходцы с юга шли в различных направлениях и оседали на берегах рек и озер. Из разных мест люди несли с собой уже сложившиеся традиции, которые под влиянием новых географических, социально-политических и экономических факторов трансформировались и приобретали новые черты. Уже в XV-XVI веках в искусстве крупных торгово-ремесленных и художественных центров Севера начинают появляться местные специфические  черты.

 В XVII веке хозяйственный и политический подъем Русского государства, сопровождавшийся расцветом культуры и искусства, сказался и на жизни северо-русских земель. Именно в это время на основе экономических предпосылок начинают складываться на территориях Русского Севера  историко-культурные регионы. Помимо географических, ландшафтных и социальных условий, на их формировании сказалось общественное устройство края, где практически отсутствовало крепостное право и имелась относительная свобода крестьянства, приравненного в податном отношении к посадскому населению. Это обстоятельство обусловило и определило значительную экономическую активность северного крестьянства. Наряду с основными занятиями - земледелием и скотоводством - здесь развивались добывающие и обрабатывающие промыслы и ремесла, в том числе художественные.

Во второй половине XVIII-начале XIX веков развиваются локальные ремесленно-художественные центры, в которых занятие тем или иным видом подсобной деятельности становится общим не только для крестьян одной деревни, но иногда и для целой группы деревень. Крестьянские мастера продолжают в своем творчестве художественные традиции, унаследованные от мастеров предыдущего периода.
Каргопольская роспись

Каргопольская роспись

Онежская роспись

Онежская роспись

Процессы эти в полной мере относились и к крестьянской росписи по дереву. Постепенно в каждом из этих центров росписи получали свое самостоятельное выражение, собственную специфику приемов письма, ритмического строя композиций, колористики и трактовки мотивов.

Росписи западных районов Архангельской области. На этих территориях можно выделить несколько типов росписей: исследователи обращают внимание на олонецкую (онежскую) и каргопольскую. Старой олонецкой росписи по дереву свойственен синий, реже зеленый фон (позже появился красно-коричневый). Основой украшения был цветочный узор в виде вытянутого букета, раскинутого на плоскости. Характерной чертой является декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринужденная кистевая манера; иногда встречаются прялки этого вида, на которых роспись выполнена более сухо и симметрично. Для каргопольских росписей характерен аналогичный цветочный рисунок, порой это букет из четырех красных роз в вазоне. Листья цветов имеют простую форму.  В начале XX века на роспись прялок, как и на многие другие элементы народной культуры, оказала влияние городская культура и различные художественные стили, в том числе и стиль модерн. Следы такого влияния можно заметить в росписях прялок, интерьеров и фасадов домов (в т.ч. оконных наличников, ставней).

Шенкурская роспись. Говоря о росписях бассейна реки Ваги, значимого центра художественной живописной культуры Русского Севера, следует помнить, что так называемые шенкурские росписи имеют отношение только к росписи прялок и других бытовых предметов (коробов, сундуков, плетеных корзин и пр.). "Вряд ли это понятие стоит относить к росписям жилых домов, которые имеют особый культурный феномен и стилистику", - считают исследователи.
Шенкурская роспись

Шенкурская роспись

Ракульская роспись

Ракульская роспись

Здесь существовало два типа прялочной росписи. Первый, более распространенный, - это три светлых цветка на красном фоне лопасти, расположенных по вертикали. Они напоминают розу, но сильно орнаментированы, причем вариантов орнаментации бесконечное множество. Главный центр подобной росписи - деревня Нижняя Едьма. Другой тип прялок - на красном фоне изображаются также три красных цветка, но стилистика и рисунок отличны от предыдущего: цветы свободные, имеют шесть лепестков, сделаны легкими мазками, затухающими к центру. Листья и травы имеют легкий силуэт, утончающийся к краю. Эти прялки, встречаемые в бассейне реки Ваги (некоторые районы раньше относились к Вологодской губернии), по характеру цветочного орнамента и колориту ближе к живописной культуре важских и вологодских земель.

Северодвинские росписи. В историко-культурном отношении территории вдоль реки Северной Двины имеют заметные различия в культуре исследуемых мест. Эти различия обусловлены историческим, этническим и даже климатическим факторами. В этой связи наличие разных центров и школ в бассейне реки Северной Двины - основной водной магистрали Архангельского Севера -  обоснованно и закономерно. Здесь исследователями были выявлены и конкретизированы такие центры - Пермогорье, Верхняя Уфтюга, Ракулка и Борок (с близкими к росписям географически и стилистически Нижней Тоймой и Пучугом). Основным материалом изучения исследователей были предметы обихода, подвижная мебель, и, главным образом, прялки, но порой упоминаются росписи фасадов и интерьеров жилища.

Пермогорские росписи
Пермогорская роспись

Пермогорская роспись

Уфтюжская роспись

Уфтюжская роспись

относятся к северодвинскому кругу, их мастера проживали в деревнях, расположенных в Красноборском районе Архангельской области, центром этих росписей считается дер. Мокрая Едома. Характер прялочных росписей отличается самобытным рисунком и ярким цветом, роспись лопасти прялки по белому фону делится, как правило, на две части: на верхней, большей, в круге находится Райская птица (или Сирин), а в нижней части - выезд на коне, запряженном в сани, имеющие силуэтный рисунок. Плоскости между частями сплошь заняты красными, черными и темно-зелеными витиеватыми рисунками листьев, бутонов цветов.

Верхнеуфтюгская роспись. В этих местах сохранились уникальные росписи интерьеров жилища. Росписью берестяных туесов, известных по всему Северу и распространяемых на различных ярмарках, в том числе и в Москве, занимались целыми семьями. Рисунок декоративных цветов - тюльпанов - напоминает старинные одежды. Прялки имеют сходный с туесами расписной декоративный мотив и графический рисунок, представляющий росток или стержень, который может вырастать из вазона,  и идущий в центре лопасти, с плавными изгибающимися фантастическими листьями...

Борокская и Нижнетоемская росписи представляют собой два куста этого вида народного искусства. Село Борок относится к наиболее древнему поселению, известному уже в XV веке, и является важным центром прялочной росписи. Второй куст - это многие селения вдоль речки Нижняя Тойма.
Борецкая роспись

Борецкая роспись

Нижнетоемская роспись

Нижнетоемская роспись

Пучугская роспись

Пучугская роспись

Эти росписи схожи, но имеют особенности, которые заметны при их детальном сравнении. В целом они все нарядные, многоцветные, имеют трехъярусный рисунок с золотом по белому фону и красный травный рисунок. В Верхней части изображены, как правило, два золотых окна, между ними многоцветный узорный куст, а на нем сказочная красного цвета птица с зелеными крыльями. В средней части - с полукружием - находится "древо жизни", а по бокам - две птицы. Нижняя часть прялки - это приезд жениха на красном или золотом коне. Возможны и другие интересные рисунки и сюжеты прялочных росписей в этом районе. Пучугская роспись распространена вокруг села Пучуга, расположенного севернее Нижней Тоймы. Круг сюжетов, который использовали и используют мастера-красильщики, достаточно широк, и каждый из них имел свои излюбленные и для него характерные темы и принципы покраски. Здесь можно встретить и сцены крестьянского труда (прядение, кормление птиц, полевые работы и пр.), и сцены отдыха (чаепитие и др.). Нередко эти рисунки сопровождаются нравоучительными или ироническими надписями. Лопасть прялок, как и у борецких, трехчастная, в верхней части - окно золотого цвета, с причудливыми цветами, между ними - сказочная птичка. В средней части - "древо жизни" с витиеватыми ветвями, вписанное в арочную форму обрамления, по бокам также расположены птицы. В нижней части плоскости - на белом фоне - традиционный свадебный выезд с золотыми и зелеными конями и повозкой, на которой видна мужская фигура. Свободное пространство между всеми описанными сюжетами заполнено узорами из красных скобчатых трав, по которым можно узнать руку местного художника Федора Филипповича Кузнецова (по прозвищу "Горошина"). Он же расписывал многие фасады жилых домов в Верхней Тойме.

Пинежская роспись прялок или утвари имеет много общего с палащельской, распространенной по реке Мезени. По данным исследователей, в начале XX века в Покшеньге были известны мастера Михаил Сумкин и Дмитрий Чевиксин, которые имели несколько иную, хотя и схожую с мезенской, манеру письма. У прялок, расписанных этими мастерами, наблюдается одинаковая (с мезенской) форма, размер, силуэт лопасти, характер зарубок и порезок, "главки". На пинежской прялке тот же ряд коней, а под ним ряд оленей… Но фигуры животных становятся суше, каллиграфичнее… А мелкие, так сказать "личные" узоры, по которым при некотором навыке можно определить авторство мезенских мастеров, на Пинеге сведены на нет. Вместо обилия и разнообразия узоров (квадратов, треугольников, ромбиков, кружков, скобок и т. д.) пинежские мастера дают один шахматный узор - пятнадцать заштрихованных сеткой клеток в ширину и восемь в высоту с чередованием черного и красного цвета…
Пижемская роспись

Пижемская роспись

Мезенская роспись

Мезенская роспись

Шахматные узоры характерны и для оборота прялки. Похожие, простые по характеру ромбовидные росписи можно встретить сегодня и на подшивках кровель жилых домов.

Мезенская роспись считается наиболее древней. Здесь нет распространенной повсеместно в русской культуре яркости и многоцветности, травных и цветочных рисунков, многообразия орнаментов. "То, что тематически совпадало с росписью в других местах России - кони и птицы, - имело совершенно самостоятельную форму, - не живописную, а графическую, не декоративно-пышную, а скупую и примитивно-условную. Невольно рождалась мысль о связи мезенской росписи не с другими гнездами русского изобразительного искусства, а с рисунками первобытных, особенно северных народов", - считает известный исследователь народной росписи Ю. А. Арбат. Другие искусствоведы также отмечают оригинальность этого вида росписи. Центром прялочной росписи было село Палащелье.

Печорские рукописи, выполненные староверами, отличались особенной пышностью растительного орнамента заставок и красотой заглавных литер. Этот средневековый орнамент и лег в основу пижемской росписи, выполненной традиционно акварельными красками - красной, зеленой, желтой. Расписывали туеса, солонки, ложа кремневых ружей и в большом количестве ложки. Деревня Замежная на Пижме особенно славилась своими ложками. Ложки сохранили древнюю овальную форму и традиционный орнамент, они - легкие, прозрачные, как восковые.

Самостоятельный характер росписи (хотя и с общерусскими чертами) существует на архангельском побережье Белого моря. Это так называемая "поморская роспись". Основным приемом декорирования в ней является резьба. Но, начиная со второй половины XIX века, резные прялки с бытовыми сценами и фигурами нередко расписывались. В Лопшеньге, основном месте изготовления прялок, найдены образцы, раскрашенные очень ярко, тщательно и многокрасочно.

В музее этнографии в Ленинграде есть очень красивые поморские прялки. Они украшены резными геометрическими узорами, а также фигурами всадников. В сюжетах росписи прялок с побережья Белого моря можно видеть и старинные парусные корабли.

Источники:

  • Арбат, Ю. А. Поморская роспись // Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. - М. : Изобразит. искусство, 1970. - С. 99-102 : ил.
  • Бернштам, Т. А. Об одной художественной традиции на Архангельском Севере в XVIII-XIX вв. / Т. А. Бернштам // Советская этнография. - 1965. - № 3. - С. 132.
  • Севан, О. Г. Росписи жилых домов Русского Севера / Ольга Севан. - Москва : Прогресс-Традиция, 2007 (Можайск). - 215 с. : ил. - Библиогр.: с. 200-202 (74 назв.).

 


Cтатьи посетителей:

  • Истоки мезенской росписи и ее связь с другими видами северной росписи

    исследовательская работа Ермаковой Ульяны, участника открытой городской конференции "Культурное наследие Русского Севера".

  • Чудеса мезенской росписи

    исследовательская работа Артура Гриценя, участника открытой городской конференции "Культурное наследие Русского Севера".





  • "Только в святынях культуры — источник животворных сил возрождения единого самосознания народа."
    Д. С. Лихачёв


    ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

    предлагаем разместить
    на портале статьи и публикации
    о культурном наследии
    нашего края.

    Логин:
    Пароль: