Культурное наследие Архангельского края

ДЕТИ И МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЮБИЛЯРА

Автор: Руфина Степанова, учащаяся 8-го класса МБОУ ДОД ДШИ № 42 "Гармония"

Этой осенью отметил свой 80-легний юбилей архангельский музыкант, скрипач, педагог, семьянин и просто интересный человек, заслуженный работник культуры России – Георгий Михайлович Мищенко. С его слов на своём жизненном пути он повстречал много замечательных людей, от которых он набирался мудрости, человеколюбия и оптимизма. 
Родился будущий скрипач в семье сосланного в Архангельск священника – Иосифа Семёновича Мищенко. Детство малыша пролетело на хорах Свято-Ильинского храма, где он стоял рядом с мамой и пытался петь партию альта под руководством деда. Жили в доме на Петроградском проспекте (ныне пр.Ломоносова), в котором всегда звучала музыка. Часто дома собирались солисты архангельских клубов, с ними сестра матери Таисия Иосифовна разучивала арии и песни. 
Дедушка работал настройщиком в драмтеатре, а дома на специальном станке часто навивал струны для ремонта пианино и роялей.
Дедушка Иосиф Семенович
В 1939 году его снова арестовали и этапировали в далёкую Караганду. К этому времени Григорий поступил в музыкальную школу в класс скрипки. Там работали замечательные учителя А.И.Воскресенская, Е.П.Калашникова и другие. Именно Елена Петровна позднее сыграла большую роль в жизни юного музыканта. 
Напряжённый предвоенный ритм жизни Архангельска чувствовался во всём: воздушные и Георгий химические тревоги, затемнения, короткая, но жестокая финская война, очереди в магазинах… И вот грянула Великая Отечественная.
Георгий
В 1941 году мама Георгия окончила педагогический институт и её распределяют в веркольскую школу Пинежского района Архангельской области. 
В Верколе городской мальчик приобщился к сельскому труду и самостоятельной жизни. Через год семья вернулась в Архангельск. Город неузнаваемо изменился и помрачнел. Все газоны и дворы были изрезаны “щелями”- бомбоубежищами или засеяны картошкой. В больших школах располагались госпитали, а в маленьких дети учились в три смены.
Веркольская школа, 1942 г.
Музыкальная школа работала, но учителей скрипки практически не было, и вся музыка сосредоточилась дома. В своих воспоминаниях Георгий Михайлович пишет: “Как мы ждали конца войны, бегали к театру, около которого стаяла огромная карта Европы. На ней отмечалась флажками линия фронта, которая медленно, но неумолимо двигалась на запад. Бомбёжки города наблюдали издали, в эвакуации, в 50 километрах от Архангельска в деревне Косково. Земля дрожала от артиллерийской канонады, над городом поднималось зарево. Несмотря на тяжелые условия жизни, музыка в Архангельске не умолкала. Ученические бригады музыкальной школы играли для раненых в госпиталях. Голодная жизнь тянулась бесконечно, но Победа приближалась”. Состоялось возвращение в родную школу № 6. 
 
А. С. Тевлин
С 1948 года в музыкальной школе, а затем в музыкальном училище стал работать Александр Семенович Тевлин. Во время гражданской войны скрипач тяжело заболел, потерял слух и был комиссован из Красной Армии. В 1923 году его сослали в Архангельск. Почти не слышавший человеческую речь, он прекрасно воспринимал звуки скрипки и быстро организовал в музыкальной школе скрипичный класс. Через два года юный Георгий окончил музыкальную школу. 
В это время он успешно учится в лесотехникуме, с 1951 года работает в оркестре театра, а ещё через полгода его принимают во вновь созданный в музыкальном училище симфонический оркестр в группу первых скрипок. В связи с учебой в военном училище занятия музыкой прекратились на целых три года, но с 1955 года музыка полностью вошла в жизнь молодого человека. К этому времени у него была уже семья – жена Зиновия Николаевна и сын Алёша. Через год родился второй сын Женя. Дома, как и в довоенные годы с утра до вечера звучала музыка. 
Зиновия Николаевна была очень авторитетным преподавателем русского языка и литературы. В её трудовой книжке было всего две записи о работе. В связи с катастрофой в архангельской школе № 10, её перевели на работу в школу № 6. 
Годы учёбы в музыкальном училище совпали с работой в музыкальной школе № 1, позднее стал директором, а также в оркестре кинотеатра “Мир”. Оркестровая практика многое дала молодому музыканту, научила интенсивно работать на инструменте, беречь и ценить время. Через два года его приняли преподавателем в музыкальное училище. С большой теплотой он вспоминает учёбу в институте имени Гнесиных в Москве. Его педагоги С.М.Микитянский и К.К.Родионов окончательно сформировали его взгляды и отношение к искусству, к музыке и к работе с учениками. Георгий Михайлович был счастлив, что удалось продолжить музыкально - педагогические традиции семьи. Во время учёбы в институте у него родилась дочь Машенька. 
Перейдя на работу в музыкальную школу Хорового общества (ныне ДШИ № 42 “Гармония”) Георгию Михайловичу пришлось перестраиваться, так как в школе установились хоровые традиции, и педагогический коллектив привык, что главный предмет – это хор, а специальные предметы для общего развития. К тому же школа не имела своего помещения и была на положении пасынка в средней школе № 2. Ситуация изменилась с приходом в 1992 году нового директора школы Ирины Александровны Пановой. Она построила на набережной Северной Двины “Музыкальный терем”, взяла курс на предпрофессиональное начальное музыкальное образование, создала благоприятные условия для учебно-воспитательного процесса и подняла в школе качество обучения школьников на высокий уровень. В школе ежегодно проходят различные конкурсы, фестивали, в том числе “Архангельское Рождество”, активно работает в летний период творческий лагерь “Музыкальная семейка”, постоянно выступают с концертными программами творческие коллективы, солисты, идет обсуждение теоретических и практических вопросов на методических семинарах., открытых уроках, мастер-классах. Преподаватели и ученики активно участвуют в престижных российских конкурсах в Москве, Санк-Петербурге, республиках Карелии и Коми, за рубежом в Сербии, Италии. Сама Ирина Александровна как член-корреспондент Международной академии общественных наук, заслуженный работник культуры России стала достойным примером для педагогического коллектива школы. 
В своей педагогической и исполнительской деятельности заслуженный работник культуры России Г.М. Мищенко большое внимание уделял работе в камерном ансамбле с выпускниками музыкального училища, в симфоническом, камерном и эстрадном оркестрах, в квартете и в ансамбле с вокалистами. 
Активно участвуя в музыкальной жизни школы и города, Георгий Михайлович накопил большой педагогический опыт, которым ему хотелось поделиться с коллегами в своих методических разработках. Первым большим стимулом для письменного оформления методических работ было знакомство с тверским скрипачем С.О Мильтоняном, музыкантом широкого творческого диапазона, новатором всероссийского масштаба. Оказавшись в его команде – в Правлении “Струнно-смычковой ассоциации России”, Г.М. Мищенко познакомился с состоянием музыкальной педагогики в России и за рубежом. Появилось желание обобщить свой педагогический опыт за прошедшие в то время 40 лет работы с детьми и студентами. Даже лёжа в больнице в то время, он не расставался с пишущей машинкой. Позднее рискнул выставить свои работы на Всероссийский методический конкурс им. М.А.Балакирева. Этому очень способствовала творческая атмосфера в школе и поддержка директора школы И.А.Пановой. Жюри конкурса высоко оценило его работу “Методика обучения игре на скрипке” и присудило первое место и Золотую медаль. А в 2009 году этот учебник был издан в Санкт-Петербурге и разошёлся по всей России. 
Михаил Горонок
За время работы в ДМШ № 1, ДШИ № 42 “Гармония” и музыкальном училище у Георгия Михайловича закончили обучение и стали скрипачами Андрей Кузнецов, Мария Мищенко, Евгения Синицына (заслуженный работник культуры РФ), Василий Ефремов, Виктор Лисицын (заслуженный учитель РФ), Татьяна Березина, Ольга Щёголева, В. Черняев (заслуженный работник культуры РФ), Л. Самсонова, К. Некрасова и другие. Среди его учеников, получивших международное признание, стали: Михаил Горонок, сделавший блестящую карьеру. Он закончил Новосибирскую консерваторию по классу Захара Брона, работал преподавателем в Ленинграде, в ДМШ № 1, затем увлекся сначала ремонтом, а потом созданием струнно-смычковых инструментов. Был директором музыкальной мастерской Кировского театра, организовал производство струнно - смычковых инструментов в США (в Кливленде) с филиалами в Мексике и Китае, участвовал в международных конкурсах мастеров. Ему доверял ремонт своей виолончели великий Мстислав  Ростропович. Михаил Горонок написал пособие “Советы скрипичного мастера” для преподавателей детских школ искусств, а также капитальный труд о производстве струнных смычковых инструментов в России. 
Анна Серова
Больших творческих успехов достигла выпускница школы Анна Серова - профессор, член жюри международных конкурсов, проживающая сейчас в Италии, в Кремоне. Она закончила Петрозаводскую и Парижскую консерватории, итальянскую музыкальную академию и прошла трехгодичный курс обучения по классу альта у Юрия Башмета. Гастролирует по всему миру. 
Евгений Георгиевич
Константин Глухов, выпускник Московской консерватории, лауреат международного конкурса, работает в оркестре московского театра “Геликон-опера”. 
Музыкальные традиции в семье продолжаются. Сын Евгений Георгиевич плодотворно занимается композиторской деятельностью, пишет замечательные песни и романсы, музыку к спектаклям, делает аранжировки музыкальных произведений, работает музыкальным режиссёром в архангельском драмтеатре. 
Дочь Мария Латышева – концертмейстер Архангельского камерного оркестра. Все внуки получили начальное музыкальное образование, а Екатерина окончила Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, получив квалификацию бакалавра художественного образования в области музыкального искусства. 
Мария Латышева
Уже четвёртый год Георгий Михайлович со своей женой Зинаидой Дубовой, исполнительницей русских народных песен, музицирует на сценах Архангельска, сопровождая ее пение игрой на скрипке вместе с пианисткой Т.В.Кочериной. Творческий ансамбль представляет публике романсы, патриотические песни о родном крае, аранжировки к которым пишет Георгий Михайлович. 
В июне этого года в Москве состоялся общенациональный Гражданский Конгресс “За качественное, современное и свободное образование в России”, на котором Георгий Михайлович выступил с докладом о состоянии музыкального образования в детских школах искусств г. Архангельска. 
В своей работе с учениками Георгий Михайлович создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, сопереживания и, даже сочувствия. Творческая организация уроков, индивидуальный подход к каждому ученику, увлечённость общим делом укрепляет мотивацию к занятиям музыкой, создает гармонию в окружающей среде, когда учитель и ученик становятся единомышленниками. 
Георгий Михайлович Мищенко
Сейчас юбиляр заканчивает книгу своих воспоминаний и размышлений “Мое созвездие”, в которой рассказывает о людях своего окружения и рассматривает вопросы музыкального образования в России т не только. В книге отражается атмосфера формирования архангельской интеллигенции во второй половине XX века. 
 Юбиляру 80 лет! Маэстро счастлив, что классическая и русская народная музыка востребованы архангелогородцами, что в стенах нашей школы - “Музыкального терема” звучат звонкие детские голоса и музыкальные инструменты, что молодое поколение с интересом знакомится с великим музыкальным искусством. Хочется надеяться, что музыкальную эстафету ученики примут от своего УЧИТЕЛЯ и продолжат дело всей его жизни!


Пользователь: Руфина Степанова
Музыка




Портал создан в рамках социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006-2009 гг.)»
"…устойчивое развитие недостижимо без должного учета исторической составляющей, обеспечения преемственности поколений. А культурное наследие (…) выступает в роли материального свидетельства исторического развития."
Крогиус В.Р.


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: