Культурное наследие Архангельского края

МОЙ КРАЙ, МОЁ ПОМОРЬЕ – СОКРОВИЩНИЦА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТВОРЧЕСТВА

Автор: Воробьёва Полина Михайловна 7 класс, хорового отделения МБОУ ДОД ДШИ № 42 "Гармония"

Русский Север, Поморье или ещё – Двинское Заволочье, как его в старину называли новгородцы, первые русские насельники здешних мест. Родная, ни с чем несравнимая земля предков. Край невероятных просторов, раздолья и воли (север никогда не знал ни татаро - монгольского ига, ни крепостного права), край редкого богатства и редкой красоты природы, которая и поныне ещё не утратила очарования первобытной дикости. Свой край, свою землю, с великим трудом отвоёванную у леса, у болот, у моря, уделывали и украшали северяне. Дивные по красоте на весь мир каменные и деревянные храмы, бесподобные бревенчатые дома - богатыри, дома – крепости с их непременным деревянным конём, символом крестьянского счастья и благополучия. Архангельский Север – край самобытный, песенный, сказочный, былинный. Он знаменит не только своей неповторимой по красоте природой, но и людьми – сильными, мужественными, исполненными чувствами человеческого достоинства, благородства и доброты. Край – сокровищница народной культуры и творчества. 

Цель исследовательской работы и виртуальной экскурсии: познакомить учащихся с культурно – историческим наследием Архангельской области. 
Задачи: - сформировать у учащихся представление о культурно – исторических объектах Архангельской области и уникальности природы родного края с помощью виртуальной экскурсии. 
Актуальность экскурсии: виртуальная экскурсия способствует визуальному восприятию учащимися культурно – исторических объектов Архангельской области, знакомству с их особенностями, виртуальному посещению тех мест, в которых не были, но о роли, которых необходимо знать. 

 Начнем с того, что рассмотрим, кто же и в какое время заселял Русский Север, как образовалась поморская культура, а после познакомимся с некоторыми центрами культурно-исторического наследия Русского Севера. 
С XII века началось проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, затем с Верхневолжья в более северные районы. К концу XV века это проникновение становится миграцией в целях постоянного заселения новой для русских людей территорий, охватывающих огромный регион вплоть до побережья Белого моря. В итоге в национально-географическое, а затем и политическое понятие «Русь» начинает входить неотъемлемой частью понятие «Русский Север». В процессе освоения обширных регионов Севера пришлым русским населением сложилась новая симбиотическая поморская культура на основе взаимодействия разных культурных компонентов, сложившихся и пришедших в разное время на осваиваемую территорию: лопарской (саамской) – не позже эпохи бронзы, финской (на рубеже новой эры), карельской (на рубеже I и II тысячелетий н.э.), русской – новгородской и ростово-суздальской (XIV - XVI вв.), русского населения других районов России (вплоть до XVIII века). Поморская культура, отличная относительно русской культуры центральных областей России, боролась за сохранение своей этнокультурной самоидентификации – сохранение базовых духовных ценностей. Это и явилось одной из причин архаизации поморской культуры. Отсутствие на северных территориях татаро-монгольского ига и крепостного права, а также суровые условия жизни привели к формированию своеобразного характера местного населения: его отличало чувство собственного достоинства, независимость, свободомыслие, что также способствовало закреплению в культуре региона древних русских традиций. 
 Поморы - коренной народ Русского Севера, потомки древне-русских поселенцев, заселявших с XII по начало XVIII века юго-восточное побережье Белого моря (Зимний и Летний берега). (3) 
Известный этнограф, исследователь Поморья Т. А. Берштам отмечает, что: “Крайне тяжёлые для жизни условия приполярного Севера – суровый климат, необходимость приспособления к новой системе хозяйства и природной среде, длительные разлуки мужской и женской части населения, вызванные сезонными промыслами, смена периодов интенсивной деятельности и длительного вынужденного бездействия в ожидании рыбы или зверя – всё это приводило к жёсткому отбору среди поморского населения. Сюда приходили на поселение люди определённого склада, среди которых выживали, приспосабливались и оставляли потомство далеко не все. В результате в конце XVIII– начале XIX веков сложился тот тип отважного промышленника, мореплавателя, первооткрывателя, гордого и свободного духом помора, поражавшего своими качествами каждого, кто с ним сталкивался”.(2) 
 Какие же особые черты поморского характера выделяли исследователи Русского Севера? 
По свидетельству этнографа В. Насоновского, “физический тип крестьянина Холмогорского уезда во многом отличается от обычного типа великоросса остальной России. Это высокорослый, монументальный, рыжебородый блондин с серыми или голубыми глазами. Небольшая скуластость изобличает присутствие финской крови. Взор ясный и открытый, движения размеренно-уверенные и спокойные”.(4) 
Интересные наблюдения об особом складе северян мы находим в географическом сборнике для чтения в семье и школе “Россия”, автором которого является С. Меч. “По берегам Белого моря, - писал он, - разбросано довольно много деревень, населённых поморами – настоящими русскими людьми: плечистыми, железного здоровья, неустрашимыми, привыкшими смотреть прямо в лицо смерти. Поморские женщины также отличаются мужеством, смелостью, привычкой к морю и к его опасностям”. 
А. Михайлов выделял именно эти качества поморов. “Несмотря на исключительное потребление рыбы, и преимущественно солёной, население Беломорского края – народ всё-таки здоровый, рослый и чрезвычайно крепкого телосложения. Морские промыслы, от которых большинство кормится, обрекают помора ещё с малолетства, на тяжёлую, полную опасностей и лишений разного рода жизни, развивая в нём необыкновенную предприимчивость духа, соединённую с отвагой, изумительную в глазах человека, выросшего среди иной жизненной обстановки”.(4) 
Многих исследователей поражал “какой-то особенно острый из глубины взгляд и умные глаза, понимающие по-своему жизнь и истину. Тип жизненный и, несомненно, говорит о предках новгородцах, сделавшихся только на Севере упрямыми и молчаливыми”.(4) В. Насоновский в “Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера” в N3 за 1910 год сравнивает психологию крестьянина Холмогорского уезда с психологией крестьянина остальной Руси: “Это не мужик, а князь. Ни иго татарщины, ни иго крепостничества, ни иго удельного чиновничества не исковеркало его души. Основные черты его характера: независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность, отсутствие болтливости, что с первого взгляда кажется замкнутостью; в нём нет и признаков лукавой хитрицы и подобострастия, свойственных в большей или меньшей степени крестьянину остальной Руси по отношению, например, к чиновному люду: с последними он снисходительно деликатен”. Свободный, промышленно-предприимчивый дух поморов, привыкших полагаться на свои знания, опыт, умение больше, чем на “божью волю”, поддерживал в них чувство собственного достоинства и убеждение в том, что их земля – Поморье – освоена и устроена собственными силами. Помор привязан к своей Родине, любит её, “как вечную кормилицу”, доволен своею судьбою и счастлив по-своему. 
Таким образом, предприимчивый, беспокойный, бунтарский дух русских переселенцев заложил основу определённого психического склада, который в результате естественного отбора привёл к закреплению необходимых свойств и черт личности: чувство собственного достоинства, свобода действий, независимость, живой ум, сдержанность и понятие своей особенности. Уровень сформированности и развитости особых черт характера поморских жителей непосредственно влиял на процесс воспитания, на цели воспитания, которые косвенно формировались через эту же характеристику основных свойств характера (положительные качества человека, психический тип личности), то есть на воспитание трудолюбия и многое другое. 
Для мировосприятия, мироотношения и самосознания человека представителя региона Русского Севера традиционным было восприятие себя как носителя исконно русской культуры, ведущей свои истоки из Новгородской Руси, определённый демократизм в жизненных отношениях и вольнолюбие, связанные с осознанием своей силы и способности существовать в суровых условиях северной природы, в отдалении от центра государства, яркая творческая направленность в фольклоре, искусстве, религии, практических жизненных проблем. 
У поморов имелся свой “кодекс” человеческих совершенств, так называемых этикетных качеств личности, которыми в идеале должен обладать истинный помор. Анализ коммуникативного поведения поморов позволил выделить следующие этикетные качества. Это: 1) почитание старших; 2) почитание женщины; 3)гостеприимство и щедрость; 4) честность и коллективизм; 5) чувство собственного достоинства; 6) доброжелательность и уважение между членами семьи и другими людьми. 
Они издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова. 
Жизненный уклад поморов напрямую соприкасался с их промысловой деятельностью. Они занимались зверобойным промыслом, рыболовством, смолокурением, пивоварением, добычей соли. Поморы также владели и гончарным делом, осваивали декоративно-прикладное искусство (глиняные игрушки, резьба по кости, роспись по дереву и многое другое). 
Культурная жизнь поморов была очень насыщенной. На Севере испокон веков соблюдалось множество праздников: православных, аграрных, семейных. Все они сопровождались разнообразными обрядами, традициями, поверьями. В музыкальной культуре поморов сохранилась архаичная манера пения, которая сложилась в церковном песнопении с введением на Руси христианства: в один голос (вне зависимости от количества поющих) и без музыкального сопровождения. 
Русский Север является и с полным основанием рассматривается уникальной сокровищницей крестьянских, мореходных, рыболовецких, ремесленных и культурных традиций. Внимание к его истории и культуре значительно усилилось в XIX веке. Наш край представлял оазис, где народная культура сохранялась в относительно незамутненном, первозданном виде. Более того, здесь не просто сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла), здесь сохранился дух архаики – носители культуры могли объяснить смысл этих форм, их содержание, символику, тогда как в других губерниях подобное понимание было во многом утрачено. Именно северные материалы неоднократно вызывали сенсацию в научном мире, меняя многие устоявшиеся представления о народной культуре. Одной из таких сенсаций стало открытие П. Н. Рыбниковым и А. Ф. Гильфердингом в 70-е годы XIX века в Олонецкой губернии живого былинного эпоса. В 80-е годы огромное воздействие произвели материалы, привезенные В. В. Сусловым из экспедиции по изучению деревянного зодчества Архангельской и Олонецкой губерний. В начале XX века Н. Е. Ончуков обнаружил живое бытование народной драмы. Сенсационное открытие в начале XX века общественностью России и Западной Европы русской иконы во многом было связано с расчисткой северных икон, в первую очередь новгородских. Интерес к национальной традиции и народной культуре привлекали на Север не только корифеев отечественной науки, но и многих художников, архитекторов. Северное зодчество было творческим импульсом для создания в архитектуре «неорусского стиля». Существовавшие на Севере уникальные промыслы – холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение по серебру, кружевоплетение, ручное ткачество, изготовление берестяной утвари – распространились по всей России.

Вот и хотелось бы вас познакомить с самыми яркими местами нашего края. 
 Одно такое носит название Пинежье. Это один из родников Русского Севера, сохранивший в себе силу русской культуры, культурные корни своих предков. Пинежье – это Русский Север, куда до сих пор с неспокойной душой паломники идут взглянуть на сохранившее в себе истоки русской культуры, наследие предков и ответить на вопрос: кто мы? откуда мы? 
Можно ли найти еще такое место, где до сих пор сами деревни являются музеями под открытым небом, где из поколения в поколение поются народные песни, а бабушкины сарафаны служат по прямому значению, где прошлое и нынешнее переплелось так, что является вечно живым и единым. 
Веками сохраняемые и передаваемые из уст в уста – от бабушек к внукам – былины и песни; особый пинежский говор, сохранившийся с XII века и дошедший до нас; нравственные устои – уважение к ребенку и почтение к усопшему; древние традиции – от ухоженных погостов до праздников всей деревней – будь то престольных или народных – вот та духовная сила, которая объединяет и роднит пинежан. 
Северная природа – с крещенскими морозами и летней жарой – не терпит фальши. Быть может, поэтому на Пинежье стоят сработанные простыми мужиками в прошлых веках избы; без единого гвоздя по воле народа построенные церкви. И стоят они на самых высоких красивых берегах Пинеги памятниками деревянного зодчества, отражаясь в ее быстрых водах, они как корабли прошлого плывут во времени. В среднем течении реки Пинеги, на правом берегу, выше по течению, чем село Кушкопала стоит деревня Веркола и растянулась почти на 3 километра. 
Веркола - это необычайно красивое, притягивающее место. Она хорошо известна в России. С ней связаны жизнь и литературная судьба русского писателя Федора Александровича Абрамова. Здесь он похоронен, здесь же создан музей, носящий его имя. 
Другая достопримечательность Верколы — Архангельский монастырь, в прошлом один из самых почитаемых на Русском Севере, основание которого было связано почитанием св. Артемия Веркольского.
Известно, что Артемий был сыном младшего клирика Веркольской церкви. Мальчик родился в 1520 г. и с детских лет славился в своем селении «кротостью нрава и добродетелями, свойственными летам зрелым». Однажды, работая с отцом в поле, он был застигнут сильной грозой и «от изнеможения и холоду лишился жизни». Это произошло 23 июня 1532 г., когда Артемию было только 12 лет. Жители Верколы не захотели придать его земле, так как сочли смерть мальчика Божьим наказанием за тайные прегрешения. В течение нескольких лет его тело лежало в лесу не погребенное, огороженное бревнами и заваленное ветками. В 1577 г. мощи святого были обретены нетленными и положены в приходской Веркольской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1610 г. была составлена служба в честь праведного отрока и его житие. 
После того как в 1639 г. сгорела Веркольская Никольская церковь, над мощами Артемия была сооружена часовня. Местные жители почитали мощи, от которых многие получали исцеление. До конца 30-х годов XVII в. слава святого не распространялась за пределы Пинеги. Ситуация изменилась в середине XVII в. после того, как сгорел находившийся в этих местах Воскресенско - Кеврольский монастырь. В это время Веркола была уже центром волости с многочисленным населением. Вопрос о возможности основания в ней обители в честь местночтимого святого поставил кеврольский воевода Афанасий Пашков. Поводом для этого послужило чудесное исцеление его сына от мощей Артемия, в благодарность за которое рядом с Никольской церковью он построил церковь Артемия Праведного, а около нее — ограду и кельи. По его же просьбе сюда прислали двух монахов. В 1649 г. монастырь был официально учрежден грамотой царя Алексея Михайловича. 
Сейчас монастырь восстанавливается. 

 Я хотела бы рассказать еще об одном монастыре Пинежья – это Красногорский Богородицкий мужской общежительный монастырь, он располагался на правом берегу реки Пинеги в 195 верстах от города Архангельска, в 16 верстах от села Пинега, на высокой Чёрной горе (ныне Красная горка). 
Обитель основана в 1606 году преподобным Макарием Красногорским и до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. Наименование Красногорский этот монастырь получил от красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков. Вскоре доброе дело нашло поддержку. К игумену Варлааму и иеромонаху Макарию присоединился странствующий московский монах Иона с братией. Стали расчищать Черную гору от леса и к осени 1608 года возвели первый деревянный храм, освятив его во имя Пресвятые Богородицы честные ее Похвалы. Приобрели четыре колокола, которые за неимением колокольни повесили на двух столбах. С 1629 года наступил новый период в истории уже Красногорского монастыря. Лес сменился лугами и пашнями, было построено несколько храмов и келий, амбары, мельницы и хозяйственные дворы. 
Особо часто любил посещать Красногорский монастырь сосланный на житье в Пинегу князь Василий Васильевич Голицын. Родился он в 1643 году. При царе Федоре Алексеевиче занимал ряд государственных должностей. 7 июля 1682 года правительницей Российского государства в результате дворцового переворота стала Софья Алексеевна, сестра Петра I. Главой ее правительства был назначен фаворит царевны Начальник Посольского приказа князь Голицын. Но он не долго занимал высокое положение. 9 сентября 1689 года князь Голицын был юным Петром I "отрешен от всех должностей", лишен всех чинов и имений и с женою и детьми сослан в Каргополь, а затем был переведен на Пинегу. Скончался князь Голицын 21 апреля 1714 года и был погребен в Красногорском монастыре. Могила находится "на южной стороне, аршинах в двух от церкви, накрыта небольшой плитою". 
В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Эта же участь постигла книги и церковную утварь, принадлежавшие обители. В зданиях монастыря располагалась коммуна, потом — лагерь отдыха для детей. До 1990-х годов в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат. В церкви сохранилось пара фресок. Сейчас монастырь разрушен. 

 Сия. Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков реки Сия (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя - Свято-Троицкий монастырь. 
В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьями и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». 
Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций "Жития Антония Сийского" («Служба чудотворцу Антонию»). 
В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу 17 века сложился комплекс каменных построек. 
Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619). 
В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь является крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. 
В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша, панагия (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета – драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому – серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря – игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в 17 веке, были иконописцами. В конце 16-17 вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков. В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр. В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы – соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже 17-18 вв. возведен двухэтажный корпус братских келий. 
С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В 19 веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце 19 века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп. 
В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого УИСПОЛКОМа (12.06.1923) и решением президиума Архангельского ГУПИСПОЛКОМа (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. 
Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости. С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома. Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви в 1992, но случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников. 
Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окрестности Кожезерского и Красногорского монастырей. 
Сейчас ведется восстановление храмов. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действую пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботная мастерские. 
 
Холмогоры. 
Древний административный и культурный центр Двинской Земли. Сначала в составе Новгородского, а с середины XVв. Московского княжества. 
 Отсюда, из Холмогор великий учёный Михайло Ломоносов пришёл с рыбным обозом учиться в Москву.  
Сохранился до наших дней Спасо – Воскресенский храм. Золотые купола и кресты сверкают на солнце, золотом блестят кресты. Храм напоминает огромного чудо – богатыря, упиравшегося 6 главами в высокое небо. 
Холмогоры - родина великого русского скульптора Федора Иванович Шубин. Сын крестьянина – помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости, что пригодилось ему в будущем. Холмогоры – родина отечественного кораблестроения. Здесь строили морские суда. В 1781г. была открыта мореходная школа – старейшее училище нашей страны. В Холмогорах зародился древний вид народного промысла – резьба по кости. 
Расцвет Холмогор приходится на конец XVII века, когда вся торговля России с Западной Европой шла через Архангельск. После создания Холмогорской епархии (1682 год) в город прибыл её первый глава, Афанасий (Любимов), который развернул бурную строительную деятельность в камне. Были возведены кафедральный Спасо-Преображенский собор с колокольней, ансамбль архиерейского дома. Тем же временем датируется приходская церковь в близлежащем селе Матигоры. 
В конце XVII века Холмогоры становятся одним из центров русской иконописи. Формируется своеобразный народный промысел — холмогорская резьба по кости. 
В 1762 году архиерейская кафедра была перенесена в Архангельск, и Холмогоры стали приходить в упадок. Сейчас в Холмогорах существует музей М.В.Ломоносова, работает училище, где обучают одному из промыслов – резьбе по кости. 

Итак, Архангельская область, Русский Север, уникальна природными, культурными, историческими, археологическими и архитектурными объектами. Это удивительный край, покоряющий северным гостеприимством, историческим прошлым. Особенностью культурной среды Русского Севера является демократизм, маргинальный и экстремальный характер, творческий характер и, конечно же, приверженность традициям и обычаям. Культура Русского Севера – органическая часть национальной культуры русского этноса, обладающая всеми основными компонентами общенациональной культуры. Она является одним из самых оригинальных, самобытных вариантах русской культуры; в ней сохранились в первозданном виде главные культурные достижения наших предков. 

 Использованная литература: 
1. Белобородова И. Н. Этнография Русского Севера / методика по спецкурсу. Арх., 1999. 
2. Бершатам Т. А. Поморы. Формирование групп и системы хозяйства. Л., 1976. 
3. Большая Советская Энциклопедия. М., 1979; т. 22. 
4. Буторина Т. С., Щекина С. С. Поморская семья. Арх., 1998. 5. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/


Пользователь: Воробьева Полина
Культурно-историческое наследие Архангельского края




Портал создан в рамках социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006-2009 гг.)»
"Только в святынях культуры — источник животворных сил возрождения единого самосознания народа."
Д. С. Лихачёв


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: