Культурное наследие Архангельского края

Северные звоны

Автор: Грачева Ксения, 1 класс МБОУ ДОД ДШИ № 53, г. Архангельск 

 
«Как нежный звук любимых слов на языке полупонятном, твердит о счастье необъятном далекий звон колоколов», — писал Константин Бальмонт. Кого-то колокольный звон погружает в мысли о вечном, у другого вызывает щемящее чувство России. А о чем думаете вы, когда звонит звонарь? 


 Введение 
 Я часто бываю в музее деревянного зодчества «Малые Карелы», который находится в 24 км от Архангельска. Это самое живописное место в нашем городе. Мы ездим всей семьёй и всем классом на экскурсии. Когда проходишь мимо колоколен, нельзя не обратить внимания на величественную музыку – колокольный звон. Он невольно привлекает внимание, заставляет прислушаться. Или заслушаться. Колокольня, привезенная из села с интересным названием Кулига-Дракованово, появилась на своем месте еще до официального открытия. На сегодняшний день ее считают одним из самых старых памятников архитектуры русского Севера, сохранившихся до нашего времени. Построена она по популярному в те времена принципу «восьмерик на четверике». Над 4-угольным срубом, высота которого составляет 8 метров, расположена звонница, а венчает сооружение шатер-восьмигранник. 
Колокольный звон сопровождал русского человека всю жизнь. Он звучал торжественно в дни праздников, тревожно в дни войн и бед, призывно в дни восстаний. Уже несколько лет ведется в музее работа по воссозданию древнего искусства игры на колоколах. 
И я решила узнать, откуда появились первые колокола, колокольные звоны и кто был первым звонарём в Архангельской области.

I глава. Колокола в России  

 
Первые колокола в России появились в годы правления князя Владимира почти сразу после принятия христианства в 988 году. Но изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё, египтяне, евреи, римляне. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии. 
Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к св. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). Как гласит легенда, во сне епископ видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали св. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении. 
Исторические памятники Запада впервые упоминают о колоколах лишь в VII в. при храмах в Риме и Орлеане. К VIII веку в Западной Европе, благодаря императору Карлу Великому, колокола при храмах были уже широко распространены. Изготовлялись колокола из сплава меди и олова, а в редких случаях и серебра. В середине IX века колокола широко распространились по всей территории христианского Запада. 
На Православном Востоке колокола появились лишь во второй половине IX века, когда по просьбе императора Василия Македонянина (867-886) из Константинополя прислали 12 колоколов для вновь сооруженной церкви. Через 500 лет колокола прочно вошли в употребление во всех православных храмах Востока.
О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. Колокола в России с давних времен были особо почитаемыми. 
Некоторые колокола прославились великолепным звоном, другие из-за небывалой величины, а третьи были связаны с различными радостными или драматическими событиями в народной памяти. Наиболее почитались колокола, соединившие в себе, благодаря искусству мастера, в первую очередь благолепное звучание, а также правильные очертания и сдержанность украшения. Все знаменитые колокола России свидетельствуют о том, что мастера очень длительное время занимались поиском идеальной колокольной формы. В 17 веке начался полный расцвет колокольного литья в России. В последующем – с 18 до начала 20 века – колокола, отлитые в России, прославились и своим весом, и звучанием, и отделкой не только в России, но и далеко за ее пределами. 
В чём же заключается такая непостижимая ещё людьми сила колокольного звучания? Возможно, в том, что в главный металл изготовления колоколов – медь – добавляют золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Например, серебро используется для открытого и звонкого звука; для закрытого – сталь; для резкого - золото; платина – для нежного звучания. Чугун придаёт звону тишину и спокойствие; в бронзе – волнистую глухоту в виде крупных, рельефных волн. 
 В начале XII века русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели никаких надписей. 
После нашествия татаро-монголов колокольное дело в Древней Руси угасло, и возобновилось оно только в XIV веке. Москва становится центром литейного дела. Тогда мастера отливали совсем небольшие колокола, которые по весу не превышали нескольких пудов. 
Новая страница в истории колокольного дела в России начинается во второй половине XV века, когда в Москву прибыл итальянский инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. В начале XVI века русские мастера с успехом хорошо освоили литейное дело и даже превзошли во многом своих иноземных учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди. 
При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. В это время в Москве при церквях насчитывалось уже до 5000 колоколов. 
При Борисе Годунове колокольное дело продолжало развиваться. Один из путешественников, посетивший Москву в это время, описывал поразившее его чудо звона московских колоколов "Шум поднимался такой, что друг друга нельзя расслышать". 
Смутное время начала XVII века притормозило на некоторое время литейное дело, но затем при первых царях Романовых это искусство опять возродилось. Мастерство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно обогнав в этом Западную Европу. Для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров. Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров, Игнатий Максимов, Андрей Данилов и Алексей Якимов. В это время русские мастера отливают огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже известных иностранных мастеров. Так, в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов. Был отлит "Царь колокол" и колокол Савино-Сторожевского монастыря весом 2125 пудов. 
В первые годы царствования Петра I колокольное дело притихло, поскольку царь холодно относился к православной церкви. Более того, по указу царя, из церквей изымались колокола для нужд армии. К маю 1701 года в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов. Из этих колоколов были отлиты две сотни пушек. Позже колокольное дело успешно возобновилось. Русские мастера стали делать колокола больших размеров. Особое место среди всех в мире колоколов занимает "Царь колокол". Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Маторин с сыном. 
В царствование Николая I для колокольни Ивана Великого отливаются три колокола - "Большой Успенский" весом 4000 пудов, колокол "Св. Иоанна" весом 3500 пудов и "Новый колокол" весом 3600 пудов. В Петербурге, мастером Иваном Стукалкиным, для Исаакиевского собора в это время было отлито 11 колоколов. Интересным является тот факт, что все колокола для этого собора были отлиты из старых сибирских пятаков. 
Император Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый "Благовестник". На этом колоколе было запечатлено целое историческое событие - Крымская война - в прозе и картинах. 
Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большой "Сысой" весом 2000 пудов и "Полиелейный" 1000 пудов, затем колокол "Лебедь" весом 500 пудов, отлитый в 1682 г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13. Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным для этой цели. 
В 1907 году впервые зазвонили колокола храма Воскресения Христова в Петербурге. Настраивал колокольные звоны знаменитый ростовский священник Аристарх. Отец Аристарх "научил" колокола играть, кроме богослужебных звонов, "Боже, царя храни" и другие мелодии. 
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов. 
В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве. 
Появились и школы по подготовке звонарей. Ведь звонить надо было согласно русской традиции колокольного звона. В Москве создан "Колокольный центр", где готовят звонарей для нужд храмов. Также с каждым годом увеличивается число предприятий, где льют колокола. Искусство колокольного мастерства постепенно возрождается.

II глава Колокола и звонари Архангельской области.

 «Звоны катятся, как встарь, с заповедной колокольни…»
 К.Ваншенкин.

 Архангельск – один из первых центров, где началось восстановление традиции колокольных звонов России. В 1975 году звонари музея одними из первых стали заниматься возрождением Русского колокольного звона. Количество звонарей прошедших обучение в Архангельской школе исчисляется несколькими сотнями. Выпускники школы активно участвовали в организации Ассоциации колокольного искусства России, провели первый фестиваль колокольных звонов, посвященный тысячелетию Крещения Руси в 1988г., где Архангельская школа была признана ведущей в области подготовки звонарей. С 1996 года ведутся работы по возрождению колокололитейного дела. 
 Уникальный памятник православной культуры - шатровая колокольня из Кушерецого погоста Онежского уезда занимает центральное место в музее Малые Карелы. Я не просто так заинтересовалась этим ансамблем - именно с них и возрождался интерес к колокольному звону как в России, так и на Русском Севере… 
 Что за музей Малые Карелы? 
Музей «Малые Карелы» - это уникальный музейный городок, где собраны памятники деревянного зодчества, построенных в XVI — начале XX веков. В 1968 году был завезен первый архитектурный памятник в музей. Теперь его территория составляет 140 га, на которых расположены разные по своему назначению строения – церкви, часовни, колокольни, крестьянские усадьбы, мельницы. Откуда берутся памятники в Малых Карелах? В деревни Архангельской области посылаются специальные экспедиции, состоящие из работников музея, на которых решается важность данной постройки и возможность ее сохранения. Потом эту постройку разбирают, перевозят, потом снова собирают, только уже в Малых Карелах. Так же была перевезена и колокольня из села Кушерека. 
Интерес к сохранению колокольни возник в начале XX века. В 1972 г колокольню перевезли в музей Малые Карелы в связи с невозможностью ее сохранения на историческом месте. Проект реставрации принадлежит архитектору В.А. Крохину. Девяносто процентов материала – натуральное, то есть материал колокольни ровесник нашего города. Перевезенная колокольня была сохранена в историческом виде, только лишь сделали глухой потолок, который пришлось разобрать немного позднее. Изначально не планировали, что колокольня запоет, но потом Иван Данилов со своим наставником А.Н. Давыдовым обошли почти все пункты приема цветных металлов. Вскоре в музее образовалась солидная коллекция колоколов, ежегодно пополняемая новыми находками. Первой «оделась» в колокола колокольня из Кушерецкого погоста. Колокола были развешаны в соответствии звуковому ряду. Для этого потребовалось изучение дореволюционной литературы: на Севере после революции в отличие от Киево-Печерской лавры и других крупных монастырей, звоны были прекращены, перенимать опыт было не от кого. Позже Давыдов и Данилов познакомились с Ю.В. Пухначевым, создателем российской ассоциациии колокольного искусства. Так началось возрождение колокольного звона как на Русском Севере, так и в России. Началось это возрождение в 1975 году, с первых звонов в музее Малые Карелы на колокольне из Кушерского погоста. На ней пробовали звонить мастера из Новгорода, Ярославля, зарубежные звонари. В 1980-е годы в музее стали проводить «Колокольные конференции». А в 1988 году был проведен Большой колокольный концерт. Мастера со всего советского союза осваивали главные колокола Малых Карел. 
Музей был бы просто музеем, если бы не звоны. Красивейшие звоны, радующие душу, восхищающие разум, не редко можно услышать в Малых Карелах. Многие люди часто останавливаются в определенные часы на главной площади, чтобы услышать это чудо. Поистине чудо. Но для многих из посетителей так и остается секретом, кто же все-таки звонит в колокола. А я вот узнала о первом звонаре Иване Васильевиче Данилове, которого по всей России величают первым звонарем Современной России. И скорее не только потому, что колокола из села Кушерека запели в его руках в полный голос, а потому в основном, что интерес к колокольному звону он распространял по всей Земле. Он путешествовал по свету и собирал огромные аудитории. Существует миф, что он самородок. А вот и нет. У него был учитель Лоханский Владимир Владимирович, который и обучил его звонить на колоколах. 
Иван Васильевич Данилов родился 21 октября 1952 года в г. Ленинграде. С 1974 по 1978 год заочно учился на историческом факультете Архангельского государственного педагогического института им. М.В.Ломоносова и окончил его за четыре года вместо пяти, сдавая экзамены между экспедициями, работая уже главным хранителем создающегося музея деревянного зодчества. 
Колокольными звонами начал заниматься в мае 1975 года, подключившись к работе А.Н.Давыдова. Для восстановления колокольных звонов А. Давыдов пригласил преподавателя Архангельского музыкального училища В.Н. Лоханского, но И.В. Данилов не входил в эту группу звонарей, а учился звонить сам, занимаясь по вечерам на маленькой звоннице, и уже к осени 1975 года стал выделяться своим мастерством. Восстановил праздничные колокольные звоны Архангельского Севера, сочинял свои музыкальные произведения, отрабатывал технику игры на деревянной звоннице, оборудованной 6 - 12 колоколами, одного специалиста. 
 Музыка И.Данилова использовалась в историческом художественном фильме «Дым Отечества» и «Россия молодая». Он разработал колокольные мелодии для мультипликационного фильма по сказкам Б.Шергина и С.Писахова «Архангельские новеллы». На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышли две пластинки со звонами Ивана Данилова: «Звоны Северные» и «Архангельские колокола». Северные колокольные звоны в исполнении Ивана Данилова прозвучали в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, США, Италии, Испании, Франции, Монте-Карло, Англии, Бельгии, Германии.
 Колокольному звону в настоящее время уделяется большое внимание. Например, в Каргополе 17 января 2012 года открылся единственный в России зимний фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны». 
 В этом событии участвовало более 40 звонарей и специалистов колокольного искусства из 16 городов России, а также из Германии и Финляндии. 
 Но время не стоит на месте. Новые технологии внедряются в церковную жизнь. В Архангельской области появился первый электронный звонарь. В поселке Березник Устьянского района Архангельской области на храме в честь святого Георгия Победоносца в колокола позвонит "электронный звонарь". Электронный звонарь - это специальное устройство, оснащенное электромоторчиками, которые управляют веревками и педалями на колокольне, тем самым имитируя движения рук и ног звонаря. В устройство заложены основные канонические звоны Православной Церкви. Уникальное оборудование управляется дистанционно с мобильного телефона. Достаточно будет лишь позвонить на специальный номер и выбрать в тональном режиме, какой колокольный звон должен зазвучать в данный момент. В России уже установлено более 30 таких приборов, но в Архангельской области это - первый. 

 Заключение

 Музыка колокольных звонов явилась национальным достижением русской музыкальной культуры. Не случайно многие русские композиторы использовали колокольные звоны в своих музыкальных произведениях. Какую сложную гамму чувств рождают колокольные звоны в операх Н.С. Римского-Корсакова «Псковитянка», Н. Бородина «Князь Игорь», М.П. Мусорского «Борис Годунов» и финал оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». В художественной литературе тоже немало примеров использования описания колокольных звонов. Русские писатели раскрывали с их помощью сложный духовный мир своих героев, делали колокольные звоны звучащим фоном грандиозных событий, происходивших в нашей истории. Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберёг духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке.


Пользователь: Грачёва Ксения
Музыка




Портал создан в рамках социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006-2009 гг.)»
«Север… спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию – песенную словесную, русские трудовые традиции – крестьянские, ремесленные, мореходные».
Д. С. Лихачев


ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

предлагаем разместить
на портале статьи и публикации
о культурном наследии
нашего края.

Логин:
Пароль: